Два министерства хорошо, а одно лучше МПС и Минтранс готовятся к слиянию

Слухи о создании в России единого Министерства транспорта могут в следующем году превратиться в реальность. Если раньше такие сведения исходили только из Минтранса, то в понедельник эту версию подтвердил вице-премьер Виктор Христенко. "В связи с выделением из МПС хозяйствующего субъекта - ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) создание единого министерства транспорта целесообразно и абсолютно логично", - заявил вице-премьер. Сроков рождения транспортного гиганта ни в правительстве, ни в самих ведомствах предпочитают не называть. Однако логично предположить, что это произойдет не раньше середины весны, поскольку формирование ОАО "РЖД" намечено завершить в конце первого квартала 2003 года. После создания ОАО "Аэрофлот" примерно по такой же схеме было в 1992 году создано Министерство транспорта.

В пятницу состоится совместная коллегия Минтранса и МПС, но вопрос о создании единого ведомства там рассматриваться не будет. "Это очень сложный процесс, который нельзя решить одним заседанием, - сказал "Известиям" министр транспорта Сергей Франк. - На этой коллегии мы попытаемся синхронизировать нашу деятельность по реализации проектов в рамках федеральной программы модернизации транспортного комплекса России. Раньше бывало так, что Минтранс и МПС инвестировали средства и реализовывали проекты отдельно друг от друга, что резко снижало эффективность вкладываемых средств".

Минтранс сегодня курирует морской, речной, воздушный и автомобильный транспорт. По мнению г-на Христенко в этом перечне не хватает железной дороги. "Важно, чтобы весь транспорт был в управлении одной структуры, так как межвидовая конкуренция - это дело хозяйствующих субъектов, а не управленческих структур", - сказал он.

Идея создания Минтранса по американскому варианту (весь транспорт под одной крышей) родилась в начале 90-х годов. Сначала взялись за Министерство гражданской авиации. После создания ОАО "Аэрофлот" его преобразовали в 1992 году в Департамент воздушного транспорта при Минтрансе. Успешно отработанную схему теперь применят и к МПС. "Становление ОАО "РЖД" - главный момент в слиянии двух министерств", - подчеркнул Виктор Христенко.

Формирование ОАО "РЖД" с уставным капиталом 1,3 трлн рублей (в такую сумму после инвентаризации оценено имущество МПС) намечено завершить в конце первого квартала 2003 года. Не исключено, что эту компанию возглавит бывший заместитель Франка, а ныне заместитель министра путей сообщения Владимир Якунин. Он считает, что в результате реформы через несколько лет Россия может перейти к финской системе: госорганизация управляет имуществом железных дорог и сдает магистрали в аренду акционерным обществам, которые занимаются эксплуатацией.

Однако не все эксперты считают, что в нашей стране возможно применение такого международного опыта. "Существуют разные схемы реформ, но к России они не применимы, - говорит специалист по транспорту Всемирного Банка Лу Томпсон. - Нельзя забывать, что в России 85% грузовых перевозок осуществляется железными дорогами, этого нет нигде в мире".

Эксперты обращают внимание, что ОАО "РЖД" может стать ограничивающей конкуренцию сверхцентрализованной структурой. "За ОАО "РЖД" планируют закрепить права финансового контроля над своими конкурентами, - говорит председатель транспортного комитета Торгово-промышленной палаты Виталий Ефимов. - Это неправильно, ОАО "РЖД" должно на равных правах играть с другими субъектами рынка".

Замминистра путей сообщения Анна Белова считает, что эти опасения напрасны. "Законом предусматривается, , - сказала она "Известиям", - что объемы доступа к перевозочным мощностям железных дорог будет определять не владелец транспортной инфраструктуры, в частности ОАО "РЖД", а третья сторона, например, Министерство по антимонопольной политике и предпринимательству".

Тимур Хикматов

В.Христенко не исключает возможности объединения в скором времени МПС и Минтранспорта в одно ведомство.  »
Юридические статьи »
Читайте также