"В ведение административных судов должна перейти часть арбитражных дел" Интервью

Павел Крашенинников председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству

"В ведение административных судов должна перейти часть арбитражных дел"

– Как должны соотноситься административная реформа и реформа административной юстиции?

– Без системы административных судов административная реформа просто лишена смысла. Граждане должны реально влиять на свою жизнь, в том числе во взаимоотношениях с бюрократией, обжалуя в необходимых случаях действия властей всех уровней, нормативные и индивидуальные правовые акты.

– Обжаловать можно и сейчас. В чем отличие?

– В специализации судов, в процедуре. Важно по-новому подойти к построению системы: административные суды должны быть между субъектами федерации, чтобы свести к минимуму влияние властей. Суд может находиться в небольшом городе и охватывать два-три субъекта федерации.

– Скажем, принят акт муниципальных властей о повышении тарифов на вывоз мусора в десять раз. Что делать гражданину – ехать судиться в соседнюю область?

– Можно обжаловать по инстанциям в административном порядке. Если же налицо нарушение прав, то надо будет ехать в административный суд, может быть, и в соседнюю область.

– Административные суды станут отдельной ветвью судебной системы?

– Нет, по нашему мнению, они будут частью системы судов общей юрисдикции. Ее высшим звеном должна стать специальная административная коллегия Верховного суда (сейчас такой нет). Наряду с административными делами, рассматриваемыми сейчас судами общей юрисдикции, в ведение административных судов должна перейти часть арбитражных дел.

– Суды общей юрисдикции к такой нагрузке готовы?

– Готовы и активно отстаивают такую позицию. Конечно, есть оппоненты, проблемы с бюджетом.

– Проект закона о федеральных административных судах не посягает на компетенцию арбитражных судов...

– В первом чтении проект принимался давно, сейчас предлагаются поправки. Все административные споры должны рассматриваться в административных судах. Какой смысл передавать туда только споры, рассматриваемые судами общей юрисдикции?

– В чем особенности административного процесса?

– За рубежом административные споры рассматривает расширенная коллегия – пять-семь человек. Это судьи и независимые специалисты, разбирающиеся в предмете спора,– например, в области строительства.

– Сколько понадобится специалистов, в каком порядке их будут привлекать?

– Всякий раз придется их искать, направлять запросы. Процедура, конечно, весьма громоздкая, но если усеченная система не работает, надо искать другую форму.

– При сложной процедуре невыгодно будет обращаться в административный суд из-за тарифов на услуги ЖКХ...

– В суд всегда невыгодно обращаться – выгоднее все делать по закону.

– Предполагается ли обязательное досудебное обжалование решений властей?

– Досудебное обжалование возможно, но обязательным быть не должно. Нельзя лишать людей права обратиться в суд, заставляя ходить по чиновникам. При этом саму систему административного обжалования следует реформировать.

– Как она должна выглядеть? Например, Федеральная налоговая служба подведомственна Минфину. Где должны рассматриваться жалобы по налогам?

– Наверное, в Минфине – внутри самих служб было бы неправильно.

– Помимо закона об административных судах потребуется принять процессуальные акты. Они подготовлены?

– Проект закона об административных процедурах вносился, но без финансово-экономического обоснования и заключения правительства. Сейчас он дорабатывается. Идеально, чтобы эти законопроекты рассматривались вместе.

Интервью взяла Ольга Плешанова

"Квазисудебные органы произведут революцию в деятельности ведомств" Интервью  »
Юридические статьи »
Читайте также