С бензина снимают лишний жирок. "Обезжиренные" протестуют

Грядущий 2003 год несет серьезные изменения на топливном рынке Петербурга и Ленобласти.

Во-первых, акциз на топливо повышается на 45% и меняется схема его уплаты. Во-вторых, помимо лицензии участник рынка должен будет получить в налоговой инспекции свидетельство о регистрации в качестве торговца топливом.

Участники топливного рынка по-разному оценивают перспективы роста городских цен на бензин с января 2003 года.

Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС) Олег Ашихмин пророчит, что литр самого ходового бензина АИ-92 будет стоить 17 рублей. То есть вырастет на 66%, и при этом ухудшится качество топлива и ослабнет конкуренция на рынке.

Другие, более спокойные нефтетрейдеры сходятся в том, что качество действительно ухудшится, зато цена на топливо увеличится незначительно – всего на 10-15%.

Веселый Новый год

Причина таких прогнозов в том, что с 1 января 2003 года вступают в силу изменения ко второй части Налогового кодекса (НК) РФ, касающиеся акцизов.

Ставка акцизов на топливо вырастет на 45% и меняется схема его уплаты. То есть каждый участник цепочки реализации нефтепродуктов (производитель, оптовый оператор, розничный оператор) будет платить всю сумму акциза, с последующим его возвратом или зачетом при получении от покупателя соответствующих документов. Получается, что при любой сделке по купле-продаже топлива его стоимость возрастает на размер акциза.

Это потребует от участников рынка существенного увеличения оборотных средств, а финансовые издержки отразятся на цене моторного топлива и будут перенесены на потребителя.

Сейчас акциз взимается только с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые производят не только автомобильный бензин, дизтопливо и мазут, но и прямогонный бензин.

Плохой товар для всех

Другая неприятность для рынка заключается в том, что законодатели ввели на прямогонный бензин нулевую ставку акциза. По мнению нефтетрейдеров, это резко увеличит присутствие на рынке суррогата из прямогонного бензина, более дешевого, чем обычное горючее.

Похожее всегда происходит с водкой: как только повышаются акцизы, растет доля "левого" алкоголя, изготовленного из технического спирта.

"Сегодня более 20% реализуемого в Петербурге топлива – суррогат из прямогонного бензина (в Москве, по последним данным, эта доля составляет 27%). С наступлением 2003 года доля некачественного топлива увеличится до 40%", – уверен Олег Ашихмин.

"Страну зальют суррогатом", – вторит ему вице-президент ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" Леонид Федун.

Пиковые приросты производства прямогонки приходятся на летние месяцы, когда во многих регионах ощущается дефицит бензина. На волне нехватки топлива недобросовестные операторы не прочь заработать легких денег.

Место сильному

В Петербурге 27 компаний реализуют топливо в розницу через 234 АЗС и более 80 – оптом.

Одни компании владеют АЗС и нефтебазами, другие их арендуют, а третьи выступают лишь в роли посредников между производителями и розницей. "Разное положение топливных операторов на рынке не влияло существенным образом на эффективность их деятельности, – делится Андрей Михеев, заместитель генерального директора ЗАО "Петербургская топливная компания" (ПТК). – С внесением изменений в НК законодательно закреплены различия между собственником и несобственником с точки зрения реализации товара и последующего порядка уплаты акциза".

По новому НК, все лица, имеющие отношение к реализации нефтепродуктов, должны иметь свидетельства о регистрации, которые будут выдаваться тем, кто имеет в собственности мощности по хранению (нефтебазы) и отпуску (АЗС) топлива. Деятельность трейдеров, эксплуатирующих нефтебазы или АЗС на условиях аренды, лизинга или иных договоров, подпадет под запрет.

В Управлении Министерства РФ по налогам и сборам по Петербургу (УМНС), которое займется выдачей документа, сообщили, что порядок получения свидетельств только разрабатывается, но их начнут выдавать заблаговременно: до наступления 2003 года.

"До 90% топливных операторов уйдут с рынка Петербурга и Ленобласти, – говорит Олег Ашихмин. – Останутся те, кто имеет собственные нефтехранилища и АЗС". К числу тех, кто сохранит позиции на региональном рынке, можно отнести структуры ВИНК, ПТК, "Балт-Трейд", "Фаэтон", Neste, Shell. Они же, в первую очередь ВИНКи, займут места выбывших.

"Мне предложат либо продать сеть, либо начать работать по франчайзингу, так как в новых условиях я вряд ли смогу заключить договоры на поставку топлива", – уверен Николай Станиславский, генеральный директор ЗАО "Баррель" (компания эксплуатирует пять АЗС).

С уходом мелких оптовиков, которые ориентированы на поставки небольших объемов топлива своим клиентам, последние будут вынуждены перезаключать договоры с крупными оптовыми компаниями. Однако крупный оптовик работает на более жестких условиях поставок (в первую очередь это условия 100%-ной предоплаты) и заинтересован в продаже больших объемов, поэтому мелкий покупатель ему не интересен.

Учитывая, что вся российская глубинка работает по топливу с мелкими операторами, нововведение грозит хаосом в системе нефтепродуктообеспечения, до тех пор пока не будут выстроены новые схемы поставок топлива.

Любопытный постовой

Неразбериха добавит головной боли не только нефтетрейдерам и потребителям, но и налоговикам, которые настаивали на принятии нового закона в надежде на увеличение собираемости акциза. Налоговым органам придется в сжатые сроки наладить контроль за более чем 30.000 российских АЗС, тысячами нефтехранилищ и оптовиков. Как быстро им удастся это сделать – неизвестно. Зато известно другое: даже с действующих НПЗ до сих пор не удавалось полностью собрать акцизы (по данным МНС, в 2001 году собираемость топливных акцизов составила 66%).

Выход из ситуации найден: в законе введено понятие налоговый пост, который власть по своему усмотрению может установить на территории любой компании. Сотрудники налоговых постов имеют право доступа во все помещения и на территории фирм, осуществляющих производство или реализацию нефтепродуктов.

В петербургском УМНС не смогли ответить, как практически будет контролироваться, заплатил продавец акциз или не заплатил, сославшись на то, что не разработаны подробные инструкции.

По данным МНС, на осеннюю сессию Госдумы будут представлены небольшие технические поправки к главе 22 Налогового кодекса. В частности, они будут касаться вопросов изымания налоговых свидетельств, механизма действия налогового поста, изменения методики предоставления вычетов при экспорте и реэкспорте нефтепродуктов.

Алкогольная параллель

Нефтепродукты, как и алкоголь, с завидной регулярностью облагаются новыми, более высокими акцизами.

Для контроля оборота алкогольной продукции на заводах-изготовителях уже действую налоговые посты. Такие посты открываются и на акцизных складах, которые действуют после введения 1 июня 2001 года расщепленного акциза на алкоголь (50% оплачивает производитель, а оставшуюся сумму – оптовик, покупающий товар на акцизном складе).

Идентичный ход использован властью и на нефтяном рынке. Теперь акциз собирается на всех цепочках реализации нефтепродуктов, и также создаются налоговые посты для контроля оборота нефтепродуктов.

Виктор Цукер

Правительство РФ пока не выработало "общего видения" условий создания и функционирования государственного стратегического резерва нефти  »
Юридические статьи »
Читайте также