Петербургский ЗакС Вчера. Сегодня. Завтра

Пора в школу. Осенью начинают учиться не только школьники и студенты. Вместе с ними начинают новый учебный год депутаты. Недаром перерыв между сессиями у них называется депутатскими каникулами, а вовсе не отпуском, как у всего трудящегося населения...

Тройка с минусом

Посему вполне резонно оценить их деятельность по пятибалльной системе. Оценки были выставлены петербуржцами в ходе телефонного репрезентативного опроса 1200 человек (контроль по полу и возрасту) в июле 2004 г. после того, как депутаты Законодательного собрания ушли на отдых. Опрос был проведен Социологическим Центром "Мегаполис" при участии сотрудников Социологического института РАН.

Поскольку опрос проводился в июле, попал в выборку тот, кто находился в городе, не уехал отдыхать и "не сидел на грядках". А летом в городе чаще всего отсутствуют как раз самые активные избиратели - люди старше 50 лет. Поэтому, возможно, представленные оценки не совсем точно отражают мнение всех взрослых петербуржцев. Но это оценки жителей, которые, как правило, не покидают Питер на долгий срок, а посему могут знать о нашей жизни больше, чем те, кто уезжает.

Итак, оценки распределились следующим образом:

Если взять за 100% только тех, кто смог и захотел оценить работу нашего ЗакСа, то эти избиратели выставили среднюю оценку 2,7 балла, то есть "три с минусом". Возможно, этот показатель был бы еще ниже, если бы оценку дали все опрошенные, а не 51% пожелавших и сумевших высказать свое мнение.

Оценка касается работы ЗакСа в целом, а не конкретных депутатов. Есть депутаты, пользующиеся очень высокой поддержкой, а есть такие, чьи фамилии могут вспомнить лишь единицы. Изучение материалов показывает, что именно совместная депутатская деятельность плохо откладывается в общественной памяти.

Абсолютно не влияет на осведомленность фактор дохода респондентов (хотя в период избирательных кампаний этот фактор является чуть ли не решающим в дифференциации предпочтений избирателей).

Чуть лучше осведомлены люди с высшим образованием. Но в то же время оценки их строже (каждый пятый поставил единицу или двойку и лишь 10% - 4 или 5).

65% людей до 30 лет о ЗакСе не знают вообще ничего. Лучше всего информированы те, кому 50-59 лет. Среди более старшего поколения понимание, что это за зверь такой - ЗакС, - падает. Эти избиратели могут говорить только о конкретных делах конкретных депутатов.

Мужчины, в принципе, настроены более критично, чем женщины...

В общем, если вспомнить об оценках, которые выставляли петербуржцы исполнительной власти, а также президенту и губернатору, то они были заметно выше. Представительная власть любого уровня, от федеральной до региональной, всегда оценивается ниже, она менее авторитетна в глазах избирателей. По-видимому, это связано с ориентацией населения на сильную руку. А власть представительная имеет давно сформировавшийся имидж "говорильни", с отдельными представителями которой выгодно торговаться во время выборов.

Между Собесом и ЖЭКом

А новые выборы в ЗакС уже не за горами. Через два года избирательная кампания пройдет по новым правилам. Они копируют систему выборов в Думу. Половина городского депутатского корпуса будет избираться по-прежнему, то есть по мажоритарным округам, а половина пройдет по партийным спискам. В составе ЗакСа появятся депутаты, представляющие те партии, которые пройдут определенный барьер поддержки избирателей. В прошлом году пятипроцентный барьер в нашем городе на выборах в Думу прошли "Единая Россия", "Родина", СПС, "Яблоко", КПРФ и ЛДПР.

Какова будет ситуация через два года - неясно. Однако понятно, что при новых правилах фракционная структура в ЗакСе может серьезно измениться. Правда, до сих пор не решен основной вопрос будущих выборов: сколько избирать депутатов.

Сегодня большинство избирателей едва ли знают, какую партию представляет их депутат, в какую фракцию он входит. При новых правилах есть два решения проблемы. Либо увеличить число депутатов вдвое, оставив мажоритарные округа неприкосновенными (так хочет значительная часть самих депутатов, перед которыми маячит перспектива потери места). Либо число депутатов оставить прежним, а увеличить территории округов, сузив мажоритарный депутатский корпус до 25 человек (предложение Смольного).

Пока обсуждение идет в узком кругу. А избиратели просто не задумываются об этой проблеме.

В том же июльском исследовании мы задали следующий вопрос: "В 2006 году выборы депутатов нашего ЗакСа пройдут по новым правилам. Какой из следующих вариантов для Вас более желанен?"

Большинство категорически против новых правил. Причина проста: городской избиратель привык взаимодействовать с депутатом, а не с партийным брендом. Голосуя за мажоритарную систему, он голосует за конкретных политиков, которых до сих пор воспринимает как нечто среднее между работниками Собеса и ЖЭКа. ЗакС до сих пор выступает, скорее, в образе хозяйствующего субъекта, чем в образе политической структуры.

Вперед, политтехнологи

При таком резком отторжении и непонимании сути новые выборы в 2006 г. вообще могут не состояться. Не надо забывать, что явка два года назад была чрезвычайно низкой и не дотянула до 30%. Если бы мы изучали более внимательно отношение избирателей к укрупнению округов, реакция была бы еще более негативной - по причине ощущения потери налаженных прагматичных связей избиратель-депутат. То есть по причине ощущения упущенной выгоды.

А посему для претворения в жизнь планов партии (у нас, как и прежде, есть лишь одна Партия) предстоит большая работа.

Не знаю, поможет ли это нашим партийным функционерам, но отмечу некоторые особенности восприятия проблемы среди разных слоев населения.

Практически во всех группах избирателей более 40% данная проблема не интересует. Только среди тех, кому 50-59 лет, 70% проявили наибольший интерес к обсуждаемому вопросу. Однако их абсолютное большинство поддерживает выборы лишь по мажоритарным округам.

На общем фоне отторжения новых правил чуть большую поддержку выборов с ориентацией на партийные списки оказали мужчины, люди в возрасте 30-39 лет, избиратели с высшим образованием и с более высокими доходами.

Однако именно эти группы населения регулярно демонстрируют пониженную избирательную активность. Поддержать-то они поддержат, но лишь теоретически. В общем, будущее в тумане. Большое поле для изобретения новых политтехнологий.

Делаем вид, что работаем

Но это все будущее. А сердце избирателя должно успокоиться работой ЗакСа в ближайшее время. И, похоже, связана она будет с "социалкой", с законами по ЖКХ, с законами, обеспечивающими "борьбу с бедностью".

Наиболее важной точкой в этом плане будет взаимодействие городских и федеральных органов. Задача определения форм этого взаимодействия, правил игры, уровней ответственности во многом ложится на плечи ЗАКСа.

Приведу простой пример из области "борьбы с бедностью". Администрация Петербурга определила минимальный размер оплаты труда в нашем городе в 3000 рублей. При этом пригрозили, что будут разбираться с теми, кто платит меньшую сумму. Делая такие заявления, наши власти имели в виду прежде всего избавление от "зарплат в конвертах", от черного нала. Однако на самом деле вопрос в другом.

Надавить на частных предпринимателей у нас могут. Но, похоже, главными нарушителями являются федеральные власти. Что городская власть может сделать с ними?

Именно федеральные работодатели зачастую платят бюджетникам зарплату, не дотягивающую до прожиточного минимума. Далеко за примерами ходить не надо. Возьмем науку. В нашем городе сотрудники институтов РАН получают в среднем от 1500 до 2950 руб. И это - не молодежь, а люди с многолетним стажем работы, с научными степенями.

На фоне разговоров о прожиточном минимуме в 3000 руб. и средней зарплате по городу в 7700 руб. складывается ощущение двойной морали, обмана, полного возврата в прошлое. Помните поговорку: "государство делает вид, что платит, а мы делаем вид, что работаем"?

Обойти эту проблему и ей подобные наши законодатели вряд ли смогут.

Татьяна Протасенко

Депутаты ЗС Петербурга считают, что в городском парламенте должны работать 100 законодателей.  »
Юридические статьи »
Читайте также