В небо рванули тарифы а реформа разбилась о рифы...

Основная идея новой концепции "реформирования жилищно-коммунального хозяйства", как и прогнозировало "Дело" в номере за 24 мая 2004 года, свелась к банальному повышению тарифов. Это окончательно стало ясно на минувшем правительственном заседании, утвердившем тарифы на 2005 год. Аппетитные разговоры об улучшении качества обслуживания путем повсеместного самозарождения товариществ собственников жилья (ТСЖ) и расцвета конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг не оставили после себя ничего, кроме дразнящих воображение картин из сочиненной в Смольном утопической книги "О вкусной и здоровой системе ЖКХ в СПб".

Толстый бюджет и тонкие граждане

На этот раз городские чиновники не стали утруждать себя долгими разъяснениями-комментариями и путано оправдываться, а сразу рубанули правду-матку: "Уровень инфляции - 12%, колоссальный рост цен на топливо, изношенность общественного транспорта и инвестиционные программы" - вот вам причины повышения тарифов! "Петербург - недешевый город, поэтому у нас никогда не будет дешево, зато по-честному и рационально", - афористически резюмировал председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Владимир Бланк, намекнув тем самым, что новые тарифные цифры - еще не потолок. "Переход на рыночные механизмы в будущем заставит горожан оплачивать 100 процентов экономически обоснованных тарифов, как на Западе", - расставила точки над i губернатор Валентина Матвиенко.

Впрочем, тут же любезно напомнила, что, согласно федеральной норме, региональные власти обязаны следить за тем, чтобы размер оплаты жилья и коммунальных услуг не превышал 22% от общих доходов семьи. В Петербурге, к слову, эта "высота" уже "успешно" взята, хотя еще пару лет назад - до прихода в Смольный Валентины Матвиенко с ее магистральной идеей неуклонного наращивания бюджетного веса города за счет "жировых запасов" налогоплательщиков - вполне приемлемой для городского бюджета была 15-процентная планка.

На изъяны "односторонне европейского" мышления городской администрации указал и.о. председателя Федерации профсоюзов СПб и Ленобласти Владимир Кондратенков: "Ежегодно средний заработок петербуржца возрастает примерно на 23%. Но в 2005 году обязательные расходы петербургской семьи увеличатся на 40%. Жаль, что чиновники не ориентируются на европейский уровень жизни и не стремятся повысить доходы горожан до международных стандартов. Если бы петербуржцы получали, как на Западе, разве бы мы возражали против высоких тарифов?" И далее: "Когда чиновники говорят о 22-процентном - то есть максимальном - уровне тарифного обложения, они явно забывают, что огромную долю расходов у людей отныне будет съедать общественный транспорт: единый проездной билет обойдется теперь для взрослых в 600 рублей вместо 430, для школьников в 150 вместо 60 и для студентов в 300 вместо 100".

Вечером деньги - утром стулья! Правда, ломаные

"Мы всегда обещаем горожанам, что повысим тарифы и улучшится качество обслуживания. Проходит время, тарифы повышаются, а качество обслуживания - на том же уровне или даже хуже, - меланхолически констатирует председатель комиссии по социальным вопросам ЗакСа Наталья Евдокимова. - К сожалению, разовые проверки, которые проводит губернатор в городских районах, реальной пользы не приносят".

Главная причина безалаберности жилищных служб в том, что реально они не несут никакой ответственности за невыполнение своих функций. При этом городская администрация жестко пресекает любые попытки наладить контроль за этими службами извне. Когда тарифы повышались в первый раз, летом, депутат ЗакСа Михаил Амосов предложил внести поправку о том, чтобы администрация параллельно с новыми тарифами утвердила полный перечень услуг по содержанию жилого фонда, периодичность их оказания, а также ответственность за некачественную работу.

"Однако администрация встала насмерть, и поправку не приняли. В итоге правительство утвердило перечень услуг только в конце сентября, при этом ни о какой ответственности жилищников там не написано. Более того, мы предлагали чиновникам разработать положение, по которому можно было бы не платить деньги за непредоставленные услуги. К сожалению, и эти наши инициативы понимания в Смольном не нашли", - столь же меланхолически сетует Михаил Амосов.

В свою очередь, финансовый вице-губернатор Михаил Осеевский убежден, что после реформирования ЖКХ успешно контролировать работу обслуживающих фирм будет чисто бюрократическая структура - Районные жилищные агентства, которые выступят заказчиками услуг у 46 новоиспеченных акционерных обществ (ОАО со 100-процентным государственным капиталом), непосредственно работающих на благо горожан. Но кто станет контролировать РЖА? Не вопрос! "Деятельность РЖА будут контролировать районные администрации и жилищный комитет Смольного".

Вот такая незамысловатая вертикаль, воспроизводящая, по сути, ныне здравствующую систему, которую Смольный якобы взялся "реформировать". Разве что деньги, которые горожане платят за жилищные услуги, в будущем году напрямую будут поступать не на счета РЖА, а в государственные ОАО.

"Монополизм в сфере обслуживания жилья по-прежнему остается неизменным. И не важно, кто будет монополистом: учреждения, принадлежащие городу, или акционерные общества, принадлежащие ему же", - подводит итог жилищно-коммунальной реформаторской симуляции, разыгранной Смольным, депутат Амосов.

По словам членов Демократической фракции ЗакСа, в нынешнем году горожане заплатили в жилищные конторы около 12 млрд. рублей, в 2005 году эта цифра вырастет более чем на 25%. В условиях фактически монопольного рынка на услуги ЖКХ бороться с этим ростом, даже если он экономически не обоснован, невозможно.

Товарищи собственники, ау!

Городские власти официально декларируют, что реальная конкуренция в жилищно-коммунальной сфере возникнет тогда, когда большинство горожан объединятся в товарищества собственников жилья - ТСЖ - и смогут играть роль свободных покупателей жилищно-коммунальных услуг. Однако не секрет, что по сей день образование ТСЖ, особенно в старых домах, - явление в Петербурге редкое. Причин тому несколько.

Начать с того, что федеральное законодательство запрещает создавать товарищества собственников по принуждению: "Наше правительство пробует обойти этот федеральный барьер и рассчитывает убедить жителей государственных домов собраться в советы, а затем путем голосования нанять частную компанию либо заключить договор на обслуживание их дома с РЖА", - поясняет научный сотрудник исследовательского отдела Леонтьевского центра Лев Савулькин. Однако, по его мнению, этот путь - не совсем верный (даже если поверить в реальность повсеместного добровольно-принудительного создания ТСЖ). Ведь если совет перепоручит управление своим домом государству (одному из 46 ОАО, подконтрольных РЖА), тогда отследить исполнение услуг будет сложно, поскольку в этом случае жильцы опять попадут в капкан бюрократической машины, уходящей своей вершиной в "вертикальную бесконечность". Если же совет проголосует за частную компанию, возникнут сложности с ответственностью этой компании перед жителями дома: они ведь не являются собственниками дома, поэтому юридически бесправны. Случись что, судиться с компаниями жители не смогут, потому что имущество дома принадлежит не им, а государству. Но и государство не обязано судиться или компенсировать жителям их собственный неверный выбор...

Впрочем, федеральный законодательный барьер - далеко не единственный на пути к успешному размножению ТСЖ: "Чтобы создать в городе как можно больше ТСЖ, правительству надо затратить деньги и облегчить процесс приватизации квартир: сделать кадастровую съемку, оформить документы, избавить людей от платы различным бюрократическим структурам. Власти не стимулируют процесс образования ТСЖ, потому что им это не нужно. У небогатых людей нет лишних денег, чтобы оформить документы даже на домовладение", - отмечает депутат ЗакСа Алексей Ковалев.

Наконец, важнейшим препятствием на пути к созданию ТСЖ - особенно в центре города - является огромное количество домов, в которых одновременно существуют разные формы владения и пользования жильем: приватизированные и неприватизированные квартиры, отдельные и коммуналки. Как собрать всех этих несчастных обитателей полуистлевшего жилого "ковчега" на общий совет?

Характерно, что и среди депутатов далеко не все понимают, каким образом можно убедить людей превращать свои жилища в собственность и создавать товарищества: "ТСЖ - это благое дело, но пожилые люди еще живут в прошлом веке и никак не могут это понять. Надо проводить колоссальную агитацию", - грезит вслух депутат Владимир Гольман, оставляя, по сути, без ответа главный вопрос: как сделать так, чтобы все ветви городской власти работали на жилищно-коммунальную реформу, а не на ее профанацию и забалтывание.

Оксана Попова

Тариф на час Цены растут быстрее инфляции  »
Юридические статьи »
Читайте также