ЖКХ толкают в рынок

3 июля вступают в силу сразу четыре новых закона Петербурга, связанные с системой жилищно-коммунальных услуг. Для подавляющего большинства горожан их первоочередной итог заключается в том, что уже в июле они будут платить за квартиру на 15-150 процентов больше, чем в этом месяце. Между тем эти питерские законы - лишь начало масштабных реформ в сфере ЖКХ, разворачивающихся по всей стране. И рост квартплаты петербуржцев -лишь начало того, с чем нам предстоит столкнуться в дальнейшем.

Спасение утопающих...

В своем послании Федеральному собранию Владимир Путин сделал громкое заявление, касающееся ближайших целей реформирования системы ЖКХ. Напомним, что он отметил: "Одной из самых актуальных задач считаю обеспечение граждан доступным жильем". По мнению президента, сейчас "мы (сам президент и все подопечные ему структуры. - Авт.) подошли к возможности решать эффективно" и эту проблему. Поставленная в послании задача чиновникам -"чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям". "Приобретать" граждане будут как за счет собственных средств, так и с помощью кредитов. По существу, президент рекомендовал остальным властям привести нас, жителей, к рынку в жилищной сфере, который, наверное, и поможет вытянуть большинство народа из квартирной неустроенности. Быть может, подобно тому, как косичка однажды спасла провалившихся в топь барона Мюнхгаузена и его лошадь.

По своей грандиозности жилищно-коммунальная цель, поставленная нынешним президентом, на несколько порядков ниже тех, с которыми наша страна уже сталкивалась в прошлом веке. Достаточно вспомнить, что Никита Хрущев пообещал жившим тогда в СССР построить коммунизм к 1980 году - наверное, наряду с прочими благами это предполагало и решение проблемы жилья. Несколько позже, так и не найдя построенного светлого будущего, очередное коммунистическое руководство приняло небезызвестную программу "Жилище-2000", обещавшую к указанному году обеспечить собственной квартирой каждую советскую семью. Итог известен.

При этом очень даже возможно, что во времена плановой экономики лидеры государства искренне верили в сбыточность своих мечтаний. Рядовой же гражданин "совдепии" слагал по этому поводу анекдоты, но тем не менее с надеждой ждал улучшений, которые ему должно было обеспечить многообещающее государство.

Теперь времена вроде бы изменились. Перестройка доказала удивительную живучесть россиян, несмотря ни на какие катаклизмы. Власти тем временем осознали, что повсюду буквально-таки бушует рынок и большинство нормальных людей теперь надеются на собственные силы и стараются иметь с государством как можно меньше деловых и иных связей. А это, оказывается, государству очень даже приятно и выгодно. Ему уже нет нужды заниматься обещаниями о грандиозном улучшении жизни абсолютно всех своих подданных... за собственный счет. Надо к этому великому делу привлекать всех и каждого.

Рыночный план

Если учесть то, что до сих пор глобальных "подвижек" в плане обеспеченности жильем граждан СССР - России не получалось никогда, то нашему руководству, в виде президента, правительства и Госдумы, можно только поаплодировать. "Подвижки" намечены радикальные. При этом нужно учитывать, что государственное решение о внедрении рыночных отношений в жилищно-коммунальное хозяйство - теперь не просто декларация о намерениях. Уже продемонстрированы первые шаги того плана, по которому Россия пойдет в свое светлое жилищное будущее. План этот называется "Жилищный кодекс" (ЖК). Сейчас действует ЖК от 1983 года, но в этом месяце Госдума с подачи правительства РФ в первом чтении приняла сразу 27 законопроектов из так называемого "жилищного пакета", которые, в случае их окончательного одобрения, способны кардинально поменять суть происходящего сейчас в жилищном хозяйстве.

Недоброжелатели и злопыхатели из фракций КПРФ и "Родина" сразу же обозвали эти законопроекты "антисоциальными и антинародными" и в голосовании по ним не участвовали, демонстративно покинув зал заседаний Госдумы. И в общем им, действительно, было от чего впасть в истерику. Согласно этим документам, право на бесплатное жилье сохраняется только за малоимущими гражданами, ликвидируется льготная очередь, ограничивается приватизация, ужесточаются правила регистрации по месту жительства (б. у. и вр. и. о. прописки), вводятся новые положения о выселении... Это далеко не весь перечень.

Но обо всем по порядку.

Очередь -пережиток прошлого

Самым главным "достижением" готовящегося Жилищного кодекса следует считать серьезные изменения в предоставлении государственного жилья. Как известно, сейчас любой гражданин имеет право встать в так называемую очередь на получение квартиры, если для этого есть достаточные основания (основанием чаще всего служит недостаток жилой площади), и в итоге эту квартиру получить. И хотя государство пока еще обязано эту самую жилплощадь предоставлять, думается, нет особой надобности напоминать, как это делается на самом деле. Люди ждут не то что годами, а десятками лет. Причем даже если некоторым категориям населения власти сейчас обязаны предоставлять жилье чуть ли не немедленно (существует понятие льготной очереди), то это отнюдь не значит, что так оно и есть на самом деле и льготник быстро обзаводится собственным пристанищем.

Новый ЖК решает обе проблемы довольно изящно. В скором времени правом на получение бесплатного государственного жилья смогут обладать лишь так называемые малоимущие. К малоимущим в нашей стране причисляют тех, у кого доход на душу семейного населения ниже прожиточного минимума. Остальным же предлагается воспользоваться собственными сбережениями или взять ипотечный кредит. Что это значит? Лишь то, что подавляющее большинство населения, ранее хотя бы мечтавшее пожить в собственной квартире, пусть даже на старости лет, лишается и этой возможности. По большому счету, многим придется всю жизнь прожить там, где они и живут сейчас.

Ну а ипотека - пока лишь сказка, доступная немногим. Банки просто так кредиты не выделяют, для этого нужны опять же как минимум справки о доходах, и, по мнению специалистов, официальный доход семьи для беспрепятственного получения кредита должен быть не ниже 800 долларов в месяц. Подчеркнем - официальный доход. В стране, где примерно 70 процентов жителей живет на так называемую "черную" зарплату, внедрение ипотеки поможет лишь избранным.

Со льготными очередями (так называемые внеочередное и первоочередное предоставление жилья) новый ЖК готов расправиться еще более кардинально. Кодекс их просто упразднит. Если раньше "чернобыльцы", инвалиды, ветераны, одинокие матери, дети-сироты и еще некоторые категории жителей хотя бы имели право на получение жилья вне "основной" очереди, то теперь такого положения в ЖК попросту нет. Все они, если желают, могут встать в общую очередь на общих основаниях. На основаниях малоимущих, поскольку, как упоминалось выше, остальным - многоимущим - бесплатно ничего не положено. Единственное исключение - жители, чьи дома или квартиры разрушены стихийным бедствием, терактом или развалились от собственной старости.

Война с частной собственностью

Не менее кардинальные изменения вносятся и в право граждан перевести квартиру, в которой они живут, в частную собственность. Согласно новому ЖК, те, кто получит жилплощадь после 2005 года, вообще не имеют права на бесплатную приватизацию. Квартиры придется выкупать по цене, определяемой местными органами власти. То есть получил от государства жилплощадь, хочешь ее сделать собственностью, будь добр - выложи за нее полную рыночную стоимость. Смысл понятен: жилье после смерти его обитателя останется во владении местных властей, а не каких-то там родственников из Урюпинска.

Небольшая поблажка, правда, дается тем, кто уже сейчас живет в государственных квартирах. Им высочайше будет дозволено приватизировать жилье по старой (ныне действующей) схеме до января 2007 года. И то вопрос, стоит ли это делать, поскольку налоги на приватизированную жилплощадь могут вылиться в довольно серьезную сумму: по некоторым оценкам, до 30 долларов на квадратный метр в год.

Меняются и правила, по которым человека можно лишить его квартиры. Раньше основание было одно - злостная неуплата квартплаты в течение полугода. После чего суд должен был вынести соответствующее решение, и вас под белы рученьки выпроваживали из занимаемой ранее собственной квартиры в центре в неудобоваримую комнату в коммуналке на окраине. Теперь же оснований для выселения прибавилось. Самым экзотичным из них является нарушение планировки помещения. Может дойти до того, что если кто-то вдруг прознает, что вы изменили положение вашего унитаза, передвинув его вместе с фановой трубой на полметра, - ждите постановления суда. Правда, до этого вам демократично предоставят шанс вернуть все на положенное место и потом проверят исполнение распоряжения... Случай с унитазом - это еще ладно, а ведь российские умельцы-домохозяева умудряются и несущие стены иногда сносить. Им-то как положение исправлять? И при этом совершенно непонятно, куда будут выселять неплательщиков и перепланировщиков и кому и на каких основаниях отойдет их жилплощадь.

При этом совершенно не исключен вариант, при котором вас могут лишить уже обжитого гнездышка без объяснения причин. Он, в принципе, возможен и сейчас. Решило правительство города провести кольцевую автодорогу по участку, на котором ваш частный домик сто лет стоял, - и придется вам покидать насиженные пенаты. Решило оно вместо вашей "хрущевки" построить аэропорт - и скатертью вам дорога. Да и вообще решило, что данный участок земли зачем-то нужен государству, - и прощай обжитые хоромы. Но если сейчас государство обязано предоставить как минимум равнозначную площадь, а выселяемый человек имеет возможность "побрыкаться" и повыбирать из предложенного наилучшее, то теперь все будет несколько иначе. Хотя в новом варианте кодекса по этому поводу написано в принципе правильно: что, мол, все должно быть равнозначно или даже лучше. Человек даже "вправе требовать" предоставления жилищных условий, аналогичных тем, в которых находился. Но какие именно условия предлагает государство в таких случаях - общеизвестно. Достаточно напомнить до сих пор идущую воину между питерскими чиновниками и жителями домов Старой Ржевки, расселяемых в связи со строительством КАДа.

Ну а проклятым частным собственникам в таких случаях вообще предложат некую сумму денег, рассчитанную неизвестно по каким параметрам неизвестно какими чиновниками.

Детский лепет

Не менее забавно новый Жилищный кодекс подходит и к проблеме прописки. Впрочем, знающие люди утверждают, что института прописки уже давно не существует, а штамп в паспорте теперь носит громкое название "регистрация", но хрен редьки не слаще. Так вот, в предложенном варианте ЖК мужу прописаться на жилплощади жены и наоборот будет довольно сложно. Если сейчас на муниципальной площади это делается автоматически, то в скором времени этот вопрос будет отдан на откуп неким чиновникам, которые будут иметь полное право отказать семье официально жить вместе. Предлог может быть самым банальным -превышение так называемой нормы предоставления (или социальной нормы). Напомним, что превышение этой нормы дает возможность встать на очередь, а зачем чиновникам лишняя головная боль?

Правда, несовершеннолетних детей все-таки позволено прописывать без каких-либо согласований с органами власти. Зато теперь при совершении сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние, не нужно будет получать согласования органов опеки и попечительства. Ранее такое согласование было необходимо для того, чтобы не нарушались права детей. Теперь, если человек спился, но еще не до такой степени, что его лишили родительских прав, он будет вправе спокойненько продать доставшуюся в наследство трехкомнатную квартиру и переехать в коммунальный уголок, где и спиться окончательно. При этом судьба собственного ребенка его не интересует в принципе. И государство, по новой редакции ЖК, вмешаться в эту ситуацию не сможет никак.

Незавидная участь ждет теперь и увольняемых в запас военнослужащих. Раньше существовал запрет на их выселение из служебных квартир без предоставления другого жилого помещения. В новом ЖК такового не предусмотрено. Как не предусмотрено и сохранения жилья (даже в общежитии) за работником, увольняющимся с предприятия по уважительным причинам, к примеру по сокращению штатов.

В общем несуразностей и откровенных провалов в новом проекте ЖК предостаточно. Но главное сделано. По словам председателя думского Комитета по собственности Виктора Плескачевского, "принятый блок законопроектов заложит фундамент развития жилищных отношений в условиях рынка". Каков этот фундамент, описано выше. Если это рынок, то очень избирательный. Богатые и так особо не заморачиваются жилищными проблемами, свои домики в Испании они уже имеют и там являются законопослушными налогоплательщиками. Бедные, если доживут, в принципе сохраняют свое право на получение государственного жилья. Среднему классу придется в очередной раз раскошелиться, да ему в последнее время и не привыкать.

Мнения экспертов

Нюансы проекта нового ЖК комментируют Михаил Амосов - председатель постоянной комиссии ЗС СПб по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам и Борис Вишневский -политолог, эксперт Конституционного суда РФ.

- На ваш взгляд, нужен ли нам новый Жилищный кодекс?

Б. В.: Сейчас мы живем по кодексу, который даже начинается так: "В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были созданы необходимые предпосылки для решения одной из важнейших социальных проблем - удовлетворения потребности трудящихся в жилье". Принят в 1983 году. И до сих пор никто не удосужился хотя бы это вычеркнуть. Но, конечно, изменения были неизбежны не только поэтому.

- Например, такие изменения, как отмена льготной очереди?

Б. В.: Сейчас у нас в стране около 15 миллионов человек, которые имеют право на улучшение жилищных условий. Они стоят в очереди по 15-20 лет. В Петербурге вообще, как известно, очередь остановлена с 1996 года и получают квартиры только те, кто встал на нее до 1979 года. Но получают такими темпами, что всех можно будет обеспечить реально лет так за 100. При этом в старом кодексе имелся ряд категорий граждан, которые имели право на получение первоочередного и внеочередного жилья. Теперь вне очереди - только аварийные дома или жертвы стихийных бедствий. Остальные льготы отменяются, и остается один критерий - время постановки на учет. Это означает, что те, кто имел льготы, переставляются либо в хвост очереди, либо в середину. Кто раньше встал, тот раньше и получил. При этом понятно, что бедным квартиры выдавать будут в год по чайной ложке.

- А как же ипотека, обещанная всем и каждому?

М. А.: Давайте вначале разберемся, что такое ипотека и ипотечное кредитование. Это -особый вид кредита, который выдается под залог той недвижимости, которая создается с помощью этого кредита. То есть схема следующая: вы берете деньги в банке, на эти деньги строите или покупаете квартиру и потом в течение многих лет отдаете этот кредит - естественно, с процентами, чтобы банк на этом деле как-то заработал. Залогом, обеспечивающим возврат кредита, является квартира. И если вам по каким-то причинам стало невозможно выплачивать этот кредит, то тогда вы банку должны отдать квартиру.

- Так ведь не мы первые эту схему придумали... Ну и что?

М. А.: Во всем мире она работает. Почему этого не происходит в России? Потому что мы перестарались с социальными гарантиями для тех, кто будет жить в этом жилище. Например, если у вас есть несовершеннолетний ребенок, то его по действующему законодательству выселить практически невозможно, поскольку фактически это будет означать ухудшение жилищных условий и никто сегодня этого сделать не даст. Сейчас получается так, что если не будет обеспечена реальная система выселения человека, не платящего по этому кредиту, то никто никогда эти ипотечные кредиты не будет предоставлять и никто их не будет получать. Значит, и сама ипотека становится беспочвенной.

Б. В.: Ипотека - она, скорее, для богатых и обеспеченных. Если уже сейчас квадратный метр стоит около 1000 долларов, то даже среднеобеспеченному человеку потребуется несколько месяцев, чтобы заработать на этот один метр. А ему нужно минимум метров 18-20. Вот и считайте. При этом ипотечные кредиты нужно отдавать, отдавать с процентами. У банков они довольно высокие, а под низкие проценты ссудами может обеспечить только государство. А оно этого делать не собирается. И непонятно, чем тогда ситуация будет отличаться от сегодняшней. Так жилищная проблема не будет решена вообще, она может только усугубиться.

М. А.: В Петербурге сегодня ситуация абсурдная: ипотечный кредит стоит дороже, чем кредит на покупку жилья, который вы можете взять под гарантии вашего знакомого или вашей фирмы. Но это совершенно ненормально: только единицы могут взять такой большой кредит под чьи-либо гарантии - во всем мире он берется под гарантии самой недвижимости. Вот это главная проблема - развитие ипотечного кредитования вообще.

- Ваше отношение к отмене бесплатной приватизации?

М. А.: На мой взгляд, отмена бесплатной приватизации - мера странная и, честно говоря, не очень понятно, зачем это делается. То есть мне непонятно, кому эта система мешает. Мы с ней живем давно, и я бы на месте федеральных законодателей, наоборот, стимулировал бы бесплатную приватизацию - делал бы так, чтобы в приватизированной квартире жить было бы выгодно. Они же, похоже, хотят добиться этого не методом "пряника", а методом "кнута", объявив: мы вам с такого-то момента бесплатную приватизацию отменим. На мой взгляд, метод "пряника" был бы более правильным.

- В Петербурге жилищная реформа уже стартовала. Насколько принимаемые законы соответствуют проекту нового кодекса?

Б. В.: Вполне соответствуют. Эти законы говорят только об оплате за жилье и о том, как устанавливаются различные нормы. Пока единственное - если ЖК сохранится в таком виде, как сейчас, то квартплата в Петербурге будет устанавливаться не городским законом, принимаемым ЗакСом, а органами исполнительной власти. То есть плату за жилье будет определять администрация города.

- А закон насчет дополнительной оплаты излишков жилья?

Б. В.: Такого положения в ЖК нет. И вообще наш принятый закон о взимании повышенной платы за излишки противоречит федеральному законодательству.

-А почему тогда он был принят?

Б. В.: Потому что администрация захотела. При этом есть даже заключение юридического управления о том, что это взимание незаконно. Невозможно оплачивать метры в одной и той же квартире по разным тарифам. Допустим, у кого-то квартира 80 метров общей площади, зарегистрировано три человека, получается 20 "лишних" метров. И за них нужно условно платить по 5 рублей, а за первые 60 метров - по 3. Этого быть не должно. Оплата должна быть одинакова. Власти имеют право дать малоимущим какую-нибудь субсидию, чтобы он платил меньше, но изначальная ставка должна быть одна и та же. И проект ЖК ничего такого не предусматривает и не может предусматривать, как и действующее законодательство.

- И каков вывод?

Б. В.: В соответствие с Жилищным кодексом должно быть приведено всё соответствующее законодательство города.

Павел Тимофеев

На сколько подорожает жилье С июля в Петербурге новые расценки на квартплату  »
Юридические статьи »
Читайте также