Налоговая служба признала, что в Санкт-Петербурге действуют сразу два налога на рекламу.

По мнению заместителя руководителя Управления Министерства России по налогам и сборам Владимира Красавина, в 2003 году на территориях 37 муниципальных округов Санкт-Петербурга налог на рекламу подлежит начислению и уплате в соответствии с принятыми нормативными актами органов местного самоуправления (все документы введены в СПС «КонсультантПлюс: СПб выпуск»). На остальной территории для исчисления налога применяется положение, утвержденное решением Малого совета Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов в 1992 году.

Единого принципа установления налога муниципальными образованиями нет: кто-то включил в число плательщиков только организации и предпринимателей, которые расположены на территории округа и на нем же рекламируют свою продукцию; другие – независимо от места распространения рекламы, третьи – тех, кто рекламирует продукцию на территории округа, но зарегистрирован в другом районе или даже городе, четвертые облагают налогом все перечисленные категории рекламодателей. Поэтому может возникнуть ситуация, когда компания, расположенная, например, в муниципальном округе «Полюстрово» и установившая рекламный щит в округе «Лиговка-Ямская», вынуждена будет заплатить налог дважды: в бюджет муниципалитета по месту регистрации и по месту распространения рекламы.

Владимир Красавин с таким подходом не согласен: «К уплате налога можно привлечь только юридических лиц (их обособленные подразделения) и индивидуальных предпринимателей, место регистрации или место жительства которых находится на территории муниципального округа. Только в данном случае можно поставить хозяйственные субъекты на налоговый учет». Кроме того, руководитель налогового органа указывает на невозможность привлечения к уплате налога на рекламу граждан, не зарегистрированных в качестве предпринимателей: «Если в положении налогоплательщиками определены физические лица и не уточнено, что подразумеваются предприниматели, так как рекламировать свою продукцию (работы, услуги) могут только физические лица, производящие продукцию, оказывающие услуги, выполняющие определенные работы, то есть занимающиеся предпринимательской деятельностью».

Но далеко не все 37 муниципалитетов, принявших соответствующие постановления, могут требовать уплаты налога на рекламу. Как минимум два округа («Автово» и «Светлановский») утвердили соответствующее положение только в декабре 2002 года, тогда как для законного введения налога оно должно было быть опубликовано не позже 31 ноября. А новый налог можно вводить только с очередного финансового года.

Спорной представляется и законность регионального налога, введенного в 1992 году. Еще в августе 2002 года Владимир Красавин указал, что налог на рекламу нельзя считать установленным на территории Санкт-Петербурга начиная с 1994 года, поскольку не установлена ставка налога и иные элементы налога надлежащим образом (см. «Кадис ПРЕСС» № 18, 31/2002). Петербургская ЗАО «Аудиторско-консалтинговая группа «Прайм Эдвайс» оспаривает решение Малого совета в Санкт-Петербургском городском суде, но его заявление уже дважды «заворачивали» по различным причинам, незаконность которых признал Верховный Суд России (см. «Кадис ПРЕСС» №11/2003).

РАРА лоббирует отмену налогов  »
Юридические статьи »
Читайте также