Плата за загрязнение природной среды

До сих пор ситуация с обязанностью внесения платы за загрязнение окружающей среды ("Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды...", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 №632), остается неопределенной.

В настоящее время позиция Конституционного суда РФ (Определение КС РФ от 10.12.02 №284-О) вступила в противоречие с позицией Верховного суда (Определение КС РФ от 10.12.02 №284-О и Определение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 04.06.02 №КАС 02-232), который признал, что плата за загрязнение окружающей среды может быть установлена только федеральным законом, а не актом Правительства Российской Федерации, следовательно, Постановление №632 является недействительным.

23 января 2003 года Верховный суд на основании определения Конституционного суда отменил собственное решение, но в настоящее время признает противоречащими закону и потому недействительными отдельные положения Постановления №632.

Позиция МНС состоит в том, что сохраняется прежний порядок взимания платежей за загрязнение окружающей среды и иные виды негативного воздействия на нее до введения в действие нового порядка их взимания.

По вопросу ставок платы, которые применяются для расчета платежей за загрязнение окружающей природной среды в III, IV квартале 2002 г., МНС обещает сообщить дополнительно (Письмо МНС от 27.01.03 №НА-6-21/115).

Верховный суд после высказывания МНС своей позиции признал недействующими п. 2 "Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды...", утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 №632, устанавливающий виды и ставки платы, и п. 9 в части взыскания сумм платежей с природопользователей в безакцептном порядке (Решение ВС РФ от 12.02.03 №ГКПИ 03-49).

По нашему мнению, плата за загрязнение окружающей среды не является ни налогом, ни сбором (Налоговый кодекс РФ, ст. 8), и порядок ее взимания регулируется природоохранным законодательством.

Судя по тому, что КС РФ признал эту плату неналоговой (Определение КС РФ от 10.12.02 №284-О), а сбор называет "компенсационным" и "фискальным", он также не относит ее к сборам, регулируемым НК РФ.

Следовательно, право требовать уплаты данного платежа не относится к компетенции налоговых органов, на этот платеж не распространяется право бесспорного взыскания, начисления пеней и штрафов по НК РФ и обязанность подавать налоговые декларации.

Кроме того, органу, который будет осуществлять взыскание спорного сбора, придется доказывать, что конкретное лицо является плательщиком сбора, а также его величину.

Диана Суйканен, аудитор ООО "Росаудитинформ"

По мнению председателя Верховного Суда России Вячеслава Лебедева, причиной большого количества обращений россиян в Европейский суд по правам человека является волокита, которая стала «одной из характерных черт нынешней судейской системы».  »
Юридические статьи »
Читайте также