Бюджет-2004 скроен Властям всех уровней придется учиться экономить

Несмотря на то, что правительство пока договорилось с депутатами не по всем позициям налоговой реформы, кабинет одобрил вчера параметры бюджета на следующий год и основные направления экономического развития до 2006 года.

Брифинг вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина по итогам правительственного заседания дал основание сделать вывод — никаких серьезных финансовых "перестановок" в бюджете 2004 г. по сравнению с прошлым годом произойти не должно. По-прежнему государство наметило приоритеты по "социальному направлению", заботясь о благосостоянии граждан и одновременном развитии экономики.

Увеличенные расходы на социальную сферу и науку предусмотрены в размере 465 млрд руб., на национальную оборону и правоохранительную деятельность выделено 716 млрд руб. При этом на реформу комплектования вооруженных сил планируется дополнительно направить 8,6 млрд руб. В итоге военные могут рассчитывать на повышение зарплат на 11%, а судьи — на 33%. А вот учителям и врачам, исходя из параметров бюджета 2004 г., приятный сюрприз не приготовлен: дополнительная индексация их окладов не предусмотрена. Зато правительство взяло на себя все расходы, связанные с увеличением зарплат бюджетникам с октября 2003 года, отменив тем самым введение региональных отраслевых тарифных сеток оплаты труда.

Во многом это связано с тем, что в 2004 г. федеральная казна несколько похудеет в связи ослаблением налогового бремени. По подсчетам Минфина, одно лишь понижение НДС с 20 до 18% должно привести к тому, что общие доходы расширенного правительства (то есть доходы федерального и региональных бюджетов) снизятся с 34,4 % в 2003 г. до 33,5% в 2004-м. Не случайно Алексей Кудрин, словно заранее предупреждая возражения своих коллег, заявил вчера, что придется "более сдержанно относиться к повышению расходов бюджета".

Кроме того, предусмотрена отмена регионального налога с продаж (НСП) в размере 5%, который, как известно, был введен еще в 1999 г. в виде временной посткризисной меры. Помимо самого весомого аргумента, что этот "побор" уже исчерпал себя, Кудрин привел и другой, не менее убедительный: оказалось, что его действие не соответствует конституционным нормам. Причем этот вердикт вынес именно Конституционный суд. (Непонятно только, почему раньше никто из экспертов не предлагал пройти закону о НСП юридическую экспертизу. — Прим. ред.) Поэтому Кудрин заявил, что переписывать закон о НСП, а потом вводить его в действие нецелесообразно. При этом правительство, убеждал он, не собирается отказываться от компенсации выпадающих доходов регионам.

Минфин, например, предлагает передать субъектам поступления от налога на малый бизнес, доходы от увеличения налога — на имущество. Не исключено, уточнил вице-премьер, что будут реализованы "иные варианты", в частности поддержка регионов через трансферты и субвенции. Так, Москве, которая недосчитает в своем бюджете 22 млрд руб. в результате отмены НСП, предлагаются на выбор к вышеперечисленному доходы от акциза на нефтепродукты.

"В реальном выражении расходы бюджетов всех уровней возросли на 40%. И если мы сейчас не отменим НСП и не уменьшим НДС, бюджеты всех уровней дальше будут наращивать свои расходы. Нужно остановиться и более эффективно и качественно использовать те средства, которые мы сейчас имеем в рамках налоговой системы", — подытожил Кудрин.

Что касается роста ВВП, то в бюджете на 2004 г. он заложен на уровне 5%. Инфляцию предполагается снизить до 10%. Доходы бюджета определены в 17,7% ВВП, расходы — в 17,1 % ВВП, профицит — в 0,6% ВВП, что составляет 95,1 млрд руб. Кстати, именно эти средства Кудрин предлагает не тратить вовсе и передать в создаваемый стабилизационный фонд. Тогда у правительства будет возможность "предотвратить такие ситуации, какие были в 1998 году".

Оксана Карпова

Правительство сверстало бюджет в обход Государственной думы  »
Юридические статьи »
Читайте также