Мировые стандарты для России Сегодня вступает в силу Закон "О техническом регулировании"

Закон был опубликован в "Российской газете" 31 декабря 2002 года. Это базисный документ для производственников, который предусматривает, что в течение семи лет будут разработаны и установлены так называемые технические регламенты, где будут четко прописаны требования к выпускаемой продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения и утилизации.

Председатель Госстандарта России Виталий УСОВ по просьбе "Российской бизнес-газеты" прокомментировал некоторые актуальные аспекты и первоочередные меры по реализации положений Закона.

- Свободное перемещение товаров является краеугольным камнем создания и функционирования единого мирового рынка. Механизмы, используемые для достижения этой цели, базируются на устранении технических барьеров в торговле, взаимном признании принимаемых решений и технической гармонизации.

Для России, осуществляющей широкомасштабные социально-экономические преобразования, такой подход приобретает особое значение, воплощаясь в кардинальную реформу действующей системы технического регулирования. Реорганизация системы мотивирована в значительной степени предстоящим вступлением России в ВТО и выполнением обязательств по Соглашению о сотрудничестве с ЕС. Однако реформируем мы систему не только ради этого. В первую очередь, реформа нужна нам самим, нашим предпринимателям. Нельзя же, в конце концов, нашему бизнесу жить по двойным стандартам: один - для внутреннего пользования, другой - для внешнего рынка.

Правовой основой реформы является подготовленный Госстандартом России совместно с Минэкономразвития России Федеральный закон "О техническом регулировании", базирующийся на положениях Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО, а также Директиве ЕС "О процедуре предоставления информации в области технических стандартов и регламентов". Закон в полной мере отражает то, что происходит сегодня в мире в плане либерализации торговых отношений.

Понятие "техническое регулирование" по существу включает все сектора, по которым Госстандартом формируется единая техническая политика, в том числе стандартизация, подтверждение соответствия, аккредитация, испытания, государственный контроль и надзор. Положения Закона затронули компетенцию более 40 федеральных органов исполнительной власти. Закон, вступающий в силу с 1 июля, принципиально креативен в том смысле, что, во-первых, исключает многочисленное, как правило, избыточное и дублируемое ведомственное нормотворчество, которое постоянно прессинговало работу предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса.

Во-вторых, нормы закона в полной мере отвечают принципам технического регулирования, реализуемым странами-членами ВТО и ЕС в интересах развития международной торговли. Вполне очевидна также роль Закона в осуществлении административной реформы исполнительной власти, имея в виду, что устанавливается целый ряд норм, исключающих в том числе параллелизм и совмещение министерствами и ведомствами функций по обязательной сертификации, аккредитации, контролю и надзору.

Основная идея Закона исходит из необходимости введения нового, отвечающего рыночной экономике и международной практике подхода к вопросам установления и применения обязательных и рекомендуемых (добровольных) требований к продукции, процессам ее производства и обращения, работам и услугам и заключается во введении в практику обязательных технических регламентов. А также установлении добровольного статуса национальных стандартов; предоставлении производителю возможности выбора различных схем оценки соответствия продукции и услуг установленным требованиям в зависимости от степени потенциальной опасности последних; отделении функций государственных контрольных и надзорных органов от функций органов по сертификации в создании единой информационной системы технического регулирования.

Так, обязательные требования, касающиеся вопросов безопасности продукции, защиты окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, содержащиеся в настоящее время в различных ведомственных нормативных актах, в том числе в государственных стандартах, выносятся в технические регламенты - федеральные законы и постановления Правительства РФ, а в особых случаях - указы Президента РФ.

Таким образом, решается задача - создать прозрачную двухуровневую структуру нормативных и нормативно-правовых документов: верхняя ступень - технические регламенты, нижняя - гармонизированные с техническими регламентами добровольные стандарты. Последние призваны помочь производителю правильно понять и выполнить требования регламентов. Другими словами, добровольный документ идет в поддержку документа обязательного и является доказательной базой его соблюдения. Такова международная практика. Стандарты необязательны, но если их требования исполняются, к производителям нет никаких претензий, поскольку тем самым автоматически выполняется сам технический регламент, то есть предприниматель действует в рамках закона. В противном случае производитель должен доказать контролирующим органам соответствие данного изделия регламенту. Вместе с тем принцип добровольного применения стандартов говорит о волеизъявлении любого лица - субъекта хозяйственной деятельности - применять или не применять конкретный стандарт.

Закон предусматривает два вида стандартов: национальные стандарты, которые принимаются и утверждаются национальным органом по стандартизации, и стандарты организаций. Существующие в настоящее время отраслевые стандарты не предусмотрены законом, и они должны быть переведены либо в ранг национальных стандартов, либо в стандарты организаций, либо в технические документы.

Процедура разработки стандартов значительных изменений не претерпит. Предполагается, что сохранится привычная аббревиатура "ГОСТ" для национальных стандартов. Разработку стандартов, как и технических регламентов, может осуществить любое лицо при условии соблюдения всех необходимых требований, установленных законом. Решение о принятии или отклонении того или иного проекта национального стандарта принимается национальным органом по стандартизации. Если производитель принял добровольное решение о применении конкретного стандарта, то с данного момента соблюдение всех его требований становится для него обязательным.

И технические регламенты, и стандарты прежде всего должны базироваться на международных стандартах. Такой единый знаменатель сглаживает различия национальных норм. При этом в национальных стандартах должны устанавливаться, как правило, эксплуатационные, потребительские характеристики продукции, но не требования к конструкции и дизайну. Это сделано для того, чтобы у производителей была возможность самим выбрать технические, технологические и эргономические решения - экономически наиболее целесообразные. Такой подход обеспечит получение максимальных выгод от регламентации и минимизирует затраты в бизнесе.

Стандартизация, подтверждение соответствия, аккредитация и государственный надзор - это элементы технического регулирования. Испытания, сертификация, декларирование - инструменты, позволяющие государству оградить и защитить своих граждан от потребления опасной и ненадлежащего качества продукции. Подтверждение соответствия - финальная часть оценки соответствия, документальное свидетельство того, что продукция или услуга соответствуют установленным требованиям, завершается либо выдачей сертификата, либо подачей декларации о соответствии.

Правительство ежегодно устанавливает перечень продукции, для которой требуется обязательное подтверждение соответствия. Госстандарт утверждает номенклатуру продукции с указанием, каким конкретным требованиям эта продукция должна соответствовать. Когда Закон "О техническом регулировании" вступит в силу, такие требования должны будут указываться в технических регламентах. Этими регламентами будут определены и формы подтверждения соответствия (декларация либо сертификация), а также возможные схемы (предусматривающие возможность выбора производителем наиболее предпочтительного из нескольких вариантов), по которым обязательное подтверждение соответствия может осуществляться. Более широко будет использоваться, конечно, декларирование соответствия. Обязательная же сертификация будет применяться, как правило, для наиболее опасных видов продукции.

Указанные процедуры по отношению к продукции проводятся на дорыночной стадии. На стадии обращения на рынке соответствие продукции требованиям технических регламентов будет проверяться путем проведения государственного контроля (надзора) уполномоченными в соответствии с законодательством РФ федеральными органами исполнительной власти. При выявлении в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий несоответствия продукции установленным требованиям органы государственного контроля (надзора) применяют законодательно предусмотренные меры по недопущению причинения вреда потребителю. В их числе приостановка производства, запрет передачи продукции, приостановление или прекращение действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, отзыв продукции с рынка, а также меры, предусмотренные административным законодательством. В соответствии со статьей 46 Закона государственный контроль (надзор) до вступления в силу соответствующих технических регламентов будет осуществляться за соответствием продукции обязательным требованиям, отвечающим целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц; охраны окружающей среды; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Правительство РФ одобрило подготовленный Госстандартом перечень проектов нормативных правовых актов по реализации Закона "О техническом регулировании" (всего 23 документа). Пакет первоочередных проектов постановлений Правительства РФ (10 документов), согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, представлен Госстандартом в Правительство в апреле. В их числе проекты постановлений "О федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию", в котором предусматривается возложить функции такого органа на Госстандарт России; "О национальном органе РФ по стандартизации", где также соответствующие функции возлагаются на Госстандарт. Другие представленные в Правительство проекты постановлений касаются вопросов разработки и опубликования проектов технических регламентов национальных стандартов, общероссийских классификаторов; создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов; финансирования расходов в области технического регулирования. В настоящее время завершается согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями проекта программы разработки технических регламентов на 2003 - 2010 годы. Данный проект, включающий общие и специальные технические регламенты, будет представлен в Правительство в ближайшее время.

На сегодняшний день многие документы обязательного характера утверждены министерствами и ведомствами. В соответствии с Законом все необходимые технические регламенты должны быть разработаны в течение семи лет. В этот семилетний переходный период, если соответствующий технический регламент еще не разработан, требования ведомственных нормативных актов сохраняют свою обязательную силу в части, соответствующей целям принятия технического регламента. Подобных целей три: защита жизни и здоровья граждан, а также защита имущества; охрана окружающей среды; невведение потребителя в заблуждение.

Следует подчеркнуть, что Федеральный закон "О техническом регулировании" позволит бизнесу активно участвовать в установлении обязательных и добровольных требований к продукции, работам и услугам.

Подготовила Елена Голякова

Между тем

По данным Госстандарта, в течение этого и следующего года за счет бюджетного финансирования будет разработано 30 технических регламентов по потребительским товарам. В число этих регламентов внесены такие товарные категории, как алкоголь, аудио- и видеопродукция. В первую очередь будут разработаны три общих регламента, без которых создание специальных регламентов по отдельным видам потребительских товаров и продовольствия невозможно. В частности, будет создан регламент по безопасности обращения на потребительском рынке потребительских товаров и продуктов общественного питания, а также регламент, касающийся этикетирования пищевых продуктов, и регламент о безопасности изделий легкой промышленности для детей. В ближайшее время планируется внесение в список приоритетных регламентов парфюмерно-косметической продукции. До 2010 года должно быть разработано более двухсот технических регламентов. При этом разработка только одного регламента может потребовать финансирования в размере 1-1,3 миллиона рублей.

Бизнес регулируют  »
Юридические статьи »
Читайте также