Цена связи

До конца апреля комитет Государственной думы по энергетике, транспорту и связи должен решить, готов ли законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О связи" ко второму чтению.

От того, какие поправки попадут в документ, зависит будущее большинства российских телекоммуникационных компаний.

Напомним, что законопроект был разработан Минсвязи, внесен в Думу правительством и успешно прошел первое чтение в ноябре 2002 года. Тогда против его принятия проголосовали лишь фракции "Яблоко" и СПС. Едва ли у проекта появилось больше противников за это время, однако тот факт, что в согласовании документа активно участвует РСПП, говорит о важности проекта для крупного российского бизнеса.

Примечательно, что РСПП отстаивает ту версию закона, в которой закрепляется система государственного контроля и ответственности за развитие телекоммуникационной отрасли. Между тем крупные операторы связи, и прежде всего мобильной, заинтересованы в максимальной приватизации этой сферы услуг. Безусловно, частичный уход государства гарантирует частным связистам большие прибыли, однако пока ведомство Реймана не собирается делать им такой подарок.

Вполне объяснима и позиция РСПП: представители крупного бизнеса опасаются возможных потерь в случае, если им придется перейти к оплате за услуги связи с госрасценок на коммерческие тарифы. Скупка же телекоммуникационных активов, видимо, пока не входит в планы флагманов российского бизнеса.

Объективности ради можно отметить, что нынешний вариант законопроекта вполне соответствует духу европейского телекоммуникационного законодательства. Та же Британия испытывала определенные проблемы после приватизации части телекоммуникационной отрасли. Поэтому социальная ориентированность проекта не является его минусом. Проект, в частности, предполагает право выбора абонента между повременной или фиксированной оплатой связи. Это, впрочем, касается только физических лиц. Для юридических лиц устанавливается только повременная оплата.

Самый важный социальный аспект в законопроекте — введение универсальной услуги населению. Имеется в виду перечень услуг, предоставляемых в обязательном порядке всему населению. Минимальный набор — это как минимум 1 таксофон в каждом населенном пункте (на сегодня в России 54 тыс. населенных пунктов не телефонизированы вообще) с бесплатным выходом на экстренные службы, а также в каждом населенном пункте с населением свыше 500 человек — как минимум 1 пункт с услугами Интернета. Для компенсации убытков, которые неизбежно понесут операторы связи, предоставляющие универсальные услуги в отдаленных районах, предложено создать Фонд универсального обслуживания, который будет формироваться за счет сборов из оборота телекоммуникационных компаний, что едва ли обрадует последних. Именно этот пункт может вызвать наибольшие лоббистские "бодания" при рассмотрении в Думе и отразиться на скачках биржевых котировок акций российских компаний связи.

Другой блок законопроекта вызывает меньше споров, но не менее принципиален. Предполагается, что Государственная комиссия по радио частотам (ГКРЧ) должна сохранить свой статус ведомственного органа при Министерстве связи, которым она наделяется уже на протяжении 30 лет. Такое положение, к слову, принято практически во всех странах мира. Предполагается, что лицензирование услуг должно осуществляться самим министерством. Такой подход позволяет существенно упростить технологию лицензирования, когда оно будет носить фактически уведомительный характер. Лицензию можно будет получить автоматически, через определенный срок после заявки. Для ограниченных ресурсов министерство предлагает проводить конкурс. Причем концентрация всего процесса в одном органе позволит упростить процедуру согласования. Далее, структуру Госсвязьнадзора как основного регулятора на рынке предлагается оставить при министерстве. Это позволит закрепить систему государственного контроля до тех пор, пока рынок не будет полностью сформирован и сбалансирован. Такой подход также не противоречит мировой практике.

Законопроект, предложенный Минсвязи, с одной стороны, дает "точку опоры", отталкиваясь от которой отрасль получит возможность поступательного развития в условиях общемировой финансовой нестабильности. С другой стороны, его принятие может привести к снижению спекулятивного интереса крупных западных фондов к компаниям телекоммуникационного сектора России. Впрочем, для большинства населения страны и, как выяснилось, представителей крупного бизнеса, это небольшое горе.

Вероника Глассуолл

Автор — вице-президент ИК "Норфолк бридж файнэнс" (Лондон)

Кредитные бюро: Две стороны одной медали  »
Юридические статьи »
Читайте также