Дума пожалеет прессу Но отменит льготную ставку НДС на рекламу

Сегодня Госдума решит, продлевать ли еще на два года действие льготной, 10% -ной ставки НДС для печатных СМИ. Правительство готово пойти навстречу издателям, но настаивает на том, чтобы услуги по размещению рекламы облагались по обычной, 20% -ной ставке.

По льготной, 10% -ной ставке НДС облагается реализация периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. По этой же ставке облагаются услуги по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции, редакционные и издательские работы, услуги по размещению рекламы и информационных сообщений, оформлению и исполнению договора подписки, в том числе услуги по доставке периодического печатного издания. Льгота действует до 1 января 2003 г.

Депутаты Николай Булаев (ОВР) и Борис Резник ( "Регионы России") решили продлить льготу еще на два года - до 1 января 2005 г. - и внесли в Госдуму поправки к Налоговому кодексу. Дума приняла их в первом чтении, но при подготовке ко второму бюджетный комитет по настоятельному требованию Минфина исключил из льготного перечня услуги по размещению рекламы.

Вчера фракция ОВР предложила правительству компромиссный вариант - продлить действие рекламной льготы, но не распространять ее на рекламу подакцизных товаров (например, алкоголя или сигарет). Впрочем, уступка депутатов весьма условна - рекламировать алкоголь в печатных СМИ запрещено законом, а реклама сигарет разрешена с серьезными ограничениями - например, она не может размещаться на первой и последней полосах газет и журналов.

Но вчера вечером авторы поправки из ОВР еще не решили, выносить ли ее на голосование. Дело в том, что закон критически необходимо принять во втором и третьем чтении именно сегодня, пояснил Булаев. Иначе сенат не сможет рассмотреть его на заседании 27 декабря, а президент - подписать до конца года. По словам Булаева, правовое управление Госдумы уже провело юридическую и лингвистическую экспертизу текста в редакции бюджетного комитета, но внесение в него новых поправок потребует дополнительной экспертизы. "В погоне за максимумом можно упустить все", - говорит депутат.

Представители СМИ тоже не готовы рисковать всеми льготами ради одной. По словам президента Гильдии издателей периодической печати Вадима Горяинова, 20% -ную ставку на размещение рекламы рынок переживет, тогда как отмена льготы на реализацию газет и журналов, издательские, редакционные и прочие услуги станет катастрофой. "Не стоит мелочиться", - говорит Горяинов. По его словам, для издателей гораздо важнее отмена 5% -ного налога на рекламу, который берется со всей стоимости рекламных услуг и в отличие от НДС является оборотным. Источник в налоговом подкомитете Госдумы сообщил "Ведомостям", что в следующем году депутаты непременно отменят оборотный налог. "Сейчас не можем - он заложен в местные бюджеты 2003 г. ", - говорит источник.

Гендиректор издательского дома Conde Nast (издателя журналов Vogue и GQ) Михаил фон Шлиппе убежден, что повышение НДС на рекламные услуги не станет проблемой для крупных издательских домов, чьи рекламодатели вряд ли откажутся от подорожавшей рекламы. Статистика подтверждает его слова. По оценке Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) , рынок рекламы в печатных СМИ вырастет в 2002 г. на 26% до $590 млн - несмотря на введение с 1 января 2002 г. 10% -ного НДС. Другое дело, что увеличение налоговой ставки может стать проблемой для региональных печатных СМИ, говорит фон Шлиппе. Ведь для среднего и мелкого регионального бизнеса ответ на вопрос, размещать ли рекламу, во многом определяется ее стоимостью.

Наталья Неймышева Сергей Рыбак

Зампредседателя Комитета Госдумы по бюджету В.Резник: Центристские фракции выступают за отмену толлинга.  »
Юридические статьи »
Читайте также