У Ленобласти растет вторая голова

Законодательное собрание хочет "оформить развод" с правительством.

Весь последний год областной парламент последовательно движется к увеличению независимости от исполнительной власти. Последний шаг --переезд в новое здание, объявленный во вторник.

Вопрос о предоставлении здания законодателям активизировал новый председатель областного парламента Кирилл Поляков. Он упомянул о переезде еще в своей речи после объявления результатов голосования весной 2003 г.

А уж о необходимости приобретения большей самостоятельности в Законодательном собрании заговорили сразу после того, как бывший председатель законодательного собрания Виталий Климов был отстранен от должности (см. "ДП" №76, 88, 91/03, www.dp.ru) Выборы нового спикера пришлось проводить дважды. Во второй раз Кирилл Поляков был выбран спикером. Изначально его кандидатура не устраивала губернатора области, однако после выборов Валерий Сердюков заявлял, что правительство будет искать пути для конструктивного сотрудничества с парламентом. Кирилл Поляков также не раз заявлял, что депутаты будут работать в связке с чиновниками.

Объявленное "перемирие" нарушили несколько депутатов, предложив ввести новую должность -- председателя правительства Ленобласти. Ему отошла бы часть административных функций. Однако большинство депутатов не поддержало этот проект.

Вся жизнь -- борьба

Законодательное собрание предприняло ряд шагов по установлению контроля за экономической деятельностью правительства. Летом 2003 г. подконтрольная парламенту Контрольно-счетная палата (КСП) Ленинградской области возбудила против главы исполнительной власти Ленобласти дело об административном нарушении, связанном с исполнением бюджета-2002 (см. "ДП" №153/03, www.dp.ru).

В сентябре депутаты утвердили отчет КСП о проверке эффективности инвестиционных договоров, заключенных правительством области в 2000-2002 гг. Аудиторы посчитали, что "бюджетная" эффективность проектов недостаточно высока, поскольку Ленобласть больше теряет от предоставления льгот, чем получает. КСП даже предложила лишить налоговых льгот одно из "любимых инвестиционных детищ" губернатора -- ООО "Катерпиллар-Тосно".

Борьба между "проправительственными" и "независимыми" группировками в собрании привела к тому, что область до сих пор не имеет нормально работающего представителя в Совете Федерации РФ.

После того как в феврале 2003 г. сенатор от ЗС области Валерий Голубев ушел в бизнес, депутаты несколько раз пытались выбрать нового, однако каждый раз этот выбор опротестовывался через суд.

Мнения

Рашид Исмагилов, президент Торгово-промышленной палаты Ленинградской области:

"Законодательный процесс зависит не от степени удаленности зданий исполнительной и законодательной ветвей власти, а от сложившихся между ними отношений. Законодательное собрание Ленинградской области работает достаточно эффективно и в одном здании с правительством. Мне казалось, что объективных предпосылок для "разъезда" и не было. Более того, если говорить об успехе региона в области формирования привлекательной инвестиционной политики, то без конструктивной, плодотворной, систематической совместной работы обеих ветвей власти, без их умения слышать потребности бизнес-сообщества вряд ли мы могли бы говорить сегодня о серьезном экономическом прорыве в Ленинградской области. Как видим, нахождение в одном здании не мешало, а способствовало нормальной работе. Что же касается демонстративной независимости, то Законодательное собрание и так не находится под влиянием администрации. Другое дело, что вопросы простого хозяйствования и администрирования в отдельном здании будет вести легче".

Алексей Мусаков, председатель общественно-политической организации "Санкт-Петербургский политический центр":

"В области традиционно существует патерналистическая система. Законодательное собрание области всегда зависело от правительства, более того, большинство решений согласовывались с губернатором области. Сейчас во главе областного парламента стоит, во-первых, молодой человек, а во-вторых, петербуржец. И природа конфликта между правительством и Законодательным собранием заключается в разных представлениях о способах отправления власти. Вполне возможно, что новый глава парламента на следующих выборах губернатора Ленинградской области будет претендовать на этот пост, из чего следует, что нынешнее стремление к независимости -- это начало предвыборной рекламной кампании. Переезд из одного здание в другое -- это лишь признак начала противостояния традиционной и молодой систем управления. Представители предпринимательства просто поляризируются в такой ситуации, а те, кто пошустрее, еще и получат выгоду с этого. В целом же этот конфликт сильно не повлияет на стабильность и экономическое процветание области". (О.Кис.)

Владимир Леонов, депутат ЗакСа:

"Законодательное собрание последнего созыва стало более независимым, чем предыдущие созывы, поскольку многих депутатов сейчас поддерживают олигархические структуры. О том, что значительная часть парламента находится в оппозиции, свидетельствуют выборы нового спикера ЗС и председателя Контрольно-счетной палаты. Правительство области может влиять на депутатов, решая, в частности, вопросы дальнейшего трудоустройства законодателей". (К.Ф.)

Константин Шолмов,

Екатерина Фомичева

Перерыв в заседаниях Законодательного собрания Санкт-Петербурга может быть установлен с 30 декабря 2003г. по 9 января 2004г.  »
Юридические статьи »
Читайте также