Михаил Осеевский: "Мы никогда не будем давить на бизнес"

Год назад в стенах Смольного был сформирован и приступил к работе экономический блок городской администрации. Михаил Осеевский стал его неформальным лидером. Курируя широкий круг вопросов экономической политики, Осеевский выступает идеологом и лоббистом многих либеральных реформаторских инициатив, пользуется значительным влиянием в команде губернатора Валентины Матвиенко. В интервью обозревателю "Эксперта С-З" вице-губернатор Михаил Осеевский рассказывает о некоторых итогах деятельности экономического блока администрации, о проблемах, с которыми сталкивается проведение реформ, и планах дальнейших преобразований в сфере городской экономики.

Инвестиционные ожидания

- Улучшилась ли за последний год ситуация с привлечением инвестиций в Петербург?

- Полного удовлетворения у нас нет. Впрочем, кое-что удалось сделать, и это выражается в конкретных цифрах, можно назвать несколько имен компаний-инвесторов. Учитывая, что Петербург в последние годы явно потерял свои позиции на инвестиционном поле России, губернатором была поставлена задача создания либеральной, комфортной системы взаимоотношений с инвесторами во всех базовых отраслях нашей экономики. Мы занимались совершенствованием законодательства, выработкой мер по упрощению бюрократических процедур, создавали механизмы решения проблем развития городской инфраструктуры с использованием бюджетных средств. Наконец, практически все члены правительства постоянно занимались привлечением инвесторов - хотя, конечно, главным и самым успешным лоббистом может считаться Валентина Ивановна Матвиенко.

По итогам 2004 года поступление иностранных инвестиций увеличится по сравнению с прошлым годом на 30% и составит около 900 млн долларов.

- При этом доля прямых инвестиций по-прежнему незначительна. Так, по данным КЭРППиТ, в структуре иностранных инвестиций прямые составляют около 12%. В то же время на долю "прочих" вложений приходится 83%.

- Это в целом проблема нашей страны, точнее, класса крупных собственников, который сформировался за последние десять лет. Формально многие ведущие бизнес-структуры являются акционерными обществами, но, по сути, это частные компании. Можно сказать, что их еще достаточно молодые собственники внутренне пока не готовы расставаться со своим влиянием, долями в акционерном обществе. А поэтому почти не используется такой инструмент увеличения основного капитала, как размещение дополнительных акций. Ключевую роль играет привлечение кредитов и выпуск облигаций. Отсюда и сегодняшняя структура инвестиций...

Чтобы ситуация изменилась, нужно время. Уже сейчас прослеживается тенденция, когда крупные собственники первой волны отказываются от управления компаниями, оставляют бизнес. Зачастую, на смену им приходят международные компании и приносят совсем другую культуру инвестиций.

- Каковы перспективы привлечения в Петербург крупных стратегических инвесторов, в частности, таких "новых имен" как Toyota и DaimlerCrysler? Из реализуемых проектов в администрации пока называют лишь расширение существующих производств компаний Gillette и Pepsi.

- Действительно, наиболее крупные проекты, рассматриваемые сегодня, связаны с автомобильной промышленностью - работа идет, мировые лидеры думают...

Из проектов с иностранными инвесторами, которыми мы серьезно занимаемся, отмечу возможную покупку концерном Siemens группы "Силовые машины". Модель, предложенная ими российскому правительству, предполагает, что в течение 3-5 лет инвестиции составят порядка 200 млн евро - они пойдут на обновление технологий, закупку оборудования. Мы, в общем, поддерживаем такой интерес, хотя для нас важно, в частности, сохранение профиля предприятия и полного цикла производства. Сегодня мы находимся на разной стадии переговоров с такими крупными зарубежными компаниями, как Electrolux, Bosch и другие. В основном это производства, ориентированные на внутренний рынок. Недавно был заложен первый камень завода компании Elcoteq, планируется инвестировать около 100 млн евро.

В то же время и многие питерские предприятия активно инвестируют в основные средства. Например, динамично развивается ОАО "Севкабель", которое использует различные финансовые инструменты - и долгосрочные кредиты, и выпуск облигаций.

Мы приветствуем внимание к петербургским предприятиям машиностроения, связанным и с железнодорожными перевозками, и транспортной сферой, со стороны двух крупных российских игроков - "Трансмашхолдинга" и группы "Дедал". Надеюсь, конкурируя друг с другом, они предложат и городу, и ОАО "Российские железные дороги" продукцию нового качества. Думаю, весьма высокотехнологичным будет завод "Руст" по производству водки "Русский стандарт" - его строительство уже началось.

Инфраструктурный тормоз

- Вы согласны с мнением, что приход инвесторов серьезно сдерживает дефицит инженерно подготовленных территорий? Сколько площадок город может предъявить, к примеру, представителям Toyota или DaimlerCrysler?

- Да, это важная проблема, тем более что сложившаяся на Западе практика предусматривает, что инвесторы приходят уже на подготовленные территории. В принципе в Петербурге крупным инвесторам мы можем предложить несколько площадок, но, конечно, до их полной готовности еще далеко. Мы честно признаем, что именно сегодня нет готовых под ключ территорий, но если принимаются принципиальные решения, то, безусловно, мы возьмем на себя необходимые обязательства.

Недавно правительство определило четыре приоритетные промышленные зоны, которые будут обеспечиваться инженерией. Это Шушары, Металлострой, "Конная Лахта", "Предпортовая 3", причем две первые зоны - достаточно большие территории, по несколько сот гектар, где возможно размещение крупных производств, в том числе автосборочных.

- Но почему городские власти, заявляя о приоритетности задач подготовки территорий под промышленные цели, в бюджете на 2005 год предусмотрели лишь 300 млн рублей?

- Можно выделить и 1 млрд рублей, но в настоящее время это бессмысленно. Без проектной документации мы не можем начинать работы, и в первую очередь средства будут направляться на ее подготовку. Когда появится документация, мы получим обоснованные цифры стоимости работ, и, надеюсь, при ближайшей корректировке бюджета-2005 удастся добавить ассигнования на инженерную подготовку территорий. Много ли 300 млн рублей? Проектная документация обычно составляет около 10% от общей сметы расходов. В случае с промзоной "Нойдорф-Стрельна" стоимость подготовки одного гектара территории колебалась в пределах от 100 до 200 тыс. долларов. Располагая 300 млн рублей, то есть 10 млн долларов, можно подготовить 100 га территорий.

- Предполагается ли для подготовки территорий привлекать и частные компании, как это делает Ленинградская область? По словам вице-губернатора Григория Дваса, область рассчитывает решать все вопросы инженерной подготовки территорий без бюджетных расходов, исключительно с помощью компаний-девелоперов...

- На нынешнем этапе мы исходим из того, что для продвижения вперед, прежде всего для подготовки документации, нужно вкладывать бюджетные средства. Будет документация - тогда мы сможем предметно говорить и об интересе российских инвесторов к инвестициям в инфраструктуру. Сегодня наиболее привлекательны инвестиции в подготовку территорий для жилищного строительства. Однако, когда мы покажем, что высокий спрос существует и на подготовленные участки для промышленных предприятий, то бизнес активно включится в процесс. В данном случае мы поддерживаем различные формы частно-государственного партнерства...

- А какие функции будет выполнять недавно созданное ГУ "Городское агентство по промышленным инвестициям"?

- Это основной оператор, выступающий заказчиком при подготовке документации, на которую выделяются бюджетные средства. Кроме этого, согласно постановлению правительства, ГУ "Городское агентство", по аналогии с ГУ "Управление инвестиций" Комитета по строительству, ведет подготовку всей документации, необходимой для выдачи разрешений на проектирование и строительство.

Ценовой рычаг

- На ваш взгляд, будет достаточно недавно принятых решений о плате за землю (отмена понижающих коэффициентов, снижение выкупной стоимости земли, низкий земельный налог в промзонах на окраинах и т. д.) для того, чтобы всерьез стимулировать вывод предприятий из центра города?

- Мы не хотим никого насильно выселять, это должны решить собственники и менеджеры предприятий - мы пытаемся создать только необходимые экономические мотивы и стимулы. Примеров перевода предприятий (именно перевода, а не закрытия) немного. Это, в частности, ЗАО "Первая мебельная фабрика", городу пришлось оказывать ей большую помощь. Сейчас ведется работа с ОАО "Светоч", в следующем году фабрика начнет переезжать с Петроградской стороны. Мы провели тщательный анализ всех предприятий, находящихся в центре города, и вступили в контакт с их руководством. Однако нужно прямо признать: пока очень немногие предприятия планируют вообще куда-то перемещаться.

Решения по плате за землю создают понятную и просчитываемую экономическую модель для вывода предприятий - за счет "плеча", которое возникает из-за разницы цен на землю в центре города и на окраинах, в промзонах. И мы надеемся, что по мере нарастания конкуренции и снижения рентабельности производств руководители предприятий все больше будут задумываться о сокращении издержек, об изменении технологий, повышении производительности труда. Но это невозможно, если пытаться размещать новую технику, современные линейные системы в допотопных 5-этажных зданиях. Кто намерен все-таки остаться в производственном бизнесе, тот придет к необходимости перевода предприятий...

- Но, может быть, нужно задействовать еще какие-то инструменты, скажем, применять более жесткие санкции за нарушение экологических и санитарных норм?

- Нельзя говорить, что служба экологического контроля не работает, - вредных производств в центре города нет, даже такое металлургическое предприятие, как "Красный Выборжец", по нормативам удовлетворяет экологическим требованиям. Убежден, в первую очередь нужно заниматься развитием самого рынка земли. К примеру, недавно на правительстве мы утвердили выделение участка для строительства жилого дома в Петроградском районе, - стоимость этого пятна в пересчете на гектары составила 12 млн долларов! Наша задача - формируя рынок, давать собственникам земли объективные, реперные точки - информацию для принятия решений.

- Кстати, почему администрация города допускает явное противоречие: с одной стороны, стимулирует выкуп земли в собственность предприятиями, и, одновременно, отказывается продавать землю под строительство, предлагая ее в аренду по "короткому пакету"?

- Мы считаем, что у нас либеральные взгляды, и уверены, что лучше рынка и частной собственности никто еще ничего не придумал. Разумеется, мы сторонники того, чтобы и земля была в частной собственности. Но при этом мы хотим, чтобы земля использовалась по своему целевому назначению, чтобы на ней строились соответствующие объекты. Город не продает землю в собственность, опасаясь, что на этом рынке начнут работать просто рантье и перекупщики. Мы исходим из того, что земля в Петербурге будет дорожать, и уже за счет этого может достигаться достаточно высокая рентабельность. У нас уже есть прецеденты, когда, к примеру, несколько лет назад город продал в собственность инженерно-подготовленные участки в зоне "Пулковская", и с тех пор там можно увидеть только кусты! Поэтому сегодня, предлагая землю строителям, мы накладываем обременения: сначала земля находится в аренде, затем, когда построен объект недвижимости, она может быть передана в собственность.

Секреты демонополизации

- Почему реформа городского заказа не позволила добиться существенного увеличения доли открытых конкурсов и сокращения удобных для чиновников закупок у "единственного источника"? Может быть, тогда удалось бы сэкономить и более 1,7 млрд рублей, о чем рапортует КЭРППиТ?

- Положение дел нас не совсем удовлетворяет. Из 1,7 млрд рублей основной объем экономии приходится на Государственную комиссию при правительстве и Межведомственные комиссии, тогда как комиссии главных распорядителей бюджетных средств сэкономили лишь около 200 млн рублей. Думаю, по итогам года результаты будут рассматриваться на правительстве. По районам и комитетам, эффективность работы которых оказалась наиболее низкой, проведем целевые проверки и будем просить губернатора применить административные меры к их руководителям. Других возможностей мы не видим.

Что же касается конкурсов, то ситуаций, когда они вообще не проводились, немного. Во-первых, закупки у "единственного источника" - это закупки у монополистов - и на их долю приходятся значительные средства. Во-вторых, в нынешнем году мы во многих случаях запоздали с подготовкой документации, в том числе проектно-сметной, и, если бы проводили конкурсы, то уже просто не осталось бы времени на освоение средств. В-третьих, и это самая распространенная ситуация, конкурс объявлялся, но его условиям отвечала только одна компания (в частности, мы стали гораздо строже подходить к требованиям по оформлению документов). Тогда заказ размещался у "единственного источника", но при этом мы стремились выбирать те компании, которые давали минимальные цены.

- Высказываются опасения, что реформа ЖКХ может не решить главной задачи - демонополизации рынка: доминирующее положение сохранят акционированные государственные структуры, частные же компании не смогут выйти на рынок, в том числе из-за формирования чрезмерно крупных лотов...

- Согласен... Только изменение организационно-правовой формы ГУ в ОАО ничего не даст. Ключевым является привлечение частных компаний. Для этого мы должны адекватно подготовить условия конкурсов и их провести - чтобы лоты были соразмерны нынешнему состоянию рынка. Недопустимо, чтобы условия конкурсов позволяли участвовать в них лишь новоявленным ОАО. Более того, я бы пошел по такому пути: допустим, есть частная компания, она готова взять для обслуживания какую-либо группу домов, и город вполне может предоставить их целевым образом. Заключив договор на один год, мы увидим, насколько эффективно она работает, и затем решим вопрос о его пролонгации.

Разрушение государственной монополии зависит, естественно, и от процесса создания ТСЖ и кондоминиумов, фактически новых элементов гражданского общества. Чтобы стимулировать их создание, город будет и впредь использовать такой "пряник", как возможность проведения дополнительного капремонта.

- Каким образом вы намерены решать аналогичную проблему при реформировании городского пассажирского транспорта? Не получится так, что и после перехода к смешанным социально-коммерческим лотам ГУП "Пассажиравтотранс" фактически останется монополистом?

- Мы считаем разумным, чтобы в среднесрочной перспективе за городом в лице ГУП "Пассажиравтотранс" сохранялось до 50% объема перевозок, - это залог некой стабильности. В середине января 2005 года состоятся конкурсы по новой схеме зональных лотов. По лотам, которые выигрывает ГУП, договоры будут заключаться только на год, и затем они вновь будут выставляться на торги, чтобы в конечном счете у "Пассажиравтотранса" осталось примерно 50%. В то же время с частными перевозчиками договоры будут заключаться сразу на 5 лет - при подобных гарантиях они смогут вкладывать значительные средства в приобретение больших современных автобусов. Все крупные частные компании намерены участвовать в конкурсе, и, по нашим оценкам, они могут получить около 20 городских лотов из 52.

- Смольный окончательно отказался от планов акционирования ГУП "Пассажиравтотранс", хотя первоначально некоторые руководители администрации, в том числе и вы, допускали такую возможность.

- Сегодня общая позиция такова: не нужно "торопить" ситуацию - это касается и планов слияния "Пассажиравтотранса" и "Горэлектротранса". Независимо от изменения или сохранения организационно-правовой формы, главное - эффективность менеджмента и контроля со стороны города. Необходимо добиваться такого положения дел, когда будет четкое понимание: транспорт ходит так, как положено, перевозчики собирают максимум денег, их расходы оптимальны, деньги не воруются никем, начиная с водителей и кондукторов.

Властный соблазн?

- С точки зрения взаимоотношений города и бизнеса вызывают тревогу намерения отдельных чиновников заняться "выстраиванием" отношений с торговыми сетями, чтобы закупали больше продукции у питерских производителей.

- В действительности, речь идет о другом. Чтобы облегчить доступ производителей к сетям, нужно усиливать конкуренцию между сетями, тогда будут меняться и их требования к продукции, которую они готовы реализовывать в своих магазинах. Город всячески заинтересован в приходе новых сетей и будет выступать с предложениями по земельным участкам для строительства крупных магазинов. В то же время и самим производителям нужно понимать, что должна быть некая соизмеримость бизнесов - партнером сетей не может быть, к примеру, маленькое предприятие, выпускающее лишь какой-то вид плюшек! Кроме того, отнюдь не все наши производители до конца выполняют жесткие, но вполне разумные требования сетей по срокам поставок, по качеству продукции, по упаковке и т.д. Однако ответственно заявляю: мы никогда не будем давить на бизнес, к чему-то принуждать "Ленту", "Метро", "Рамстор" и прочие компании. Да у нас для этого и нет никаких механизмов...

- Почему же, разве нельзя, к примеру, затормозить развитие сети, сделав невозможным получение ею участков для строительства новых магазинов?

- Нет, это недопустимо и мы не будем так делать! Наша задача - способствовать конкуренции сетей, приходу новых компаний, в том числе с мировым именем...

- Ранее городские программы поддержки малого предпринимательства сводились просто к раздаче денег конкретным структурам. Но и в новой программе не заметно появления институциональных инструментов.

- Мы по-прежнему против поддержки отдельных предприятий - это неэффективный и коррупционно опасный путь. Не могу сказать, что я полностью удовлетворен принятой программой. В 2005 году мы планируем уделить особое внимание созданию системы господдержки при получении кредитов для инвестирования в основные средства - через механизмы страхования, взаимодействия с крупными банками и т.д.

Лекарства от неэффективности

- Какие задачи бюджетной реформы являются сейчас приоритетными?

- Нас волнует проблема повышения эффективности бюджетных расходов в основных социальных отраслях - здравоохранении, образовании, культуре. Мы не скрываем, что, к сожалению, бюджет 2005 года закладывался исходя из затратного, сметного метода. В этом отношении Петербург ничем не хуже других регионов - фокусников я нигде не встречал! Чтобы решить проблему, нужно серьезно разбираться, как работают целые отрасли и что нужно менять.

- Этим должен заниматься КЭРППиТ?

- Мое глубокое убеждение: ни одна отрасль не может сама себя реформировать. В случае с реформой транспорта, мы активно работали с Комитетом по транспорту - они профессионалы, а мы люди, которые заинтересованы в рыночных реформах. Думаю, с образованием и здравоохранением мы поступим аналогичным образом: мы будем выступать как сторонники либеральных преобразований и, наверное, непопулярных шагов, наши коллеги станут нам оппонировать и в итоге есть шанс найти какую-то золотую середину.

- Вас называют одним из инициаторов создания Комитета финансового контроля. Подобный шаг свидетельствует о том, что для наведения порядка с неэффективным расходованием бюджетных средств и коррупцией уже недостаточно существующих структур, в том числе КРУ Комитета финансов, правоохранительных органов и т.д.?

- Действительно, я был одним из инициаторов создания такого комитета. КРУ Комитета финансов проверяет лишь то, что связано с бюджетными ассигнованиями, оно не занимается вопросами рыночных реформ, контролем за выполнением программ, утвержденных постановлениями правительства и т.п. У Комитета финансового контроля более широкие задачи - он должен показывать весь комплекс проблем. Например, чтобы понять, что реально происходит в ЖКХ, надо разобраться во всех аспектах, связанных не только с бюджетом, - ведь деньги, которые граждане платят за жилье и коммунальные услуги, не проходят через бюджет. И таких проблем очень много.

- Вы будете влиять на формирование перечня контрольных мероприятий, подсказывая Дмитрию Буренину, кого и как нужно проверять?

- Важно, что новый Комитет подчиняется только губернатору, который и будет ставить перед ним задачи. Однако я, естественно, буду давать Валентине Ивановне свои предложения по тому, что нас волнует. Аналогичная практика, кстати, сложилась у нас с Бурениным, когда он был председателем Контрольно-счетной палаты: мы вместе обсуждали наиболее острые вопросы, и затем это учитывалось в утверждаемых депутатами планах работы палаты.

- Пожалуй, все реформаторские инициативы, о которых было заявлено в течение года, если и реализовывались, то отнюдь не в полном объеме. Это следствие сопротивления внутри администрации, с которым приходится сталкиваться руководителям экономического блока?

- На самом деле у нас нет ярых оппонентов, выступающих против тех или иных реформаторских начинаний. Безусловно, сказывается достаточно сложная в целом система управления; есть много неурегулированных с законодательной точки зрения вещей, и, зачастую, чтобы формализовать какие-то программы в виде постановлений правительства, уходит много времени. Кроме того, наверное, на первых порах мы сами были излишне оптимистичны, выстраивая планы работы. Это неудивительно для людей, которые пришли из бизнеса, где все вопросы решаются проще и гораздо быстрее...

Санкт-Петербург

Игорь Архипов

C инвесторами будут "играть" по-честному  »
Юридические статьи »
Читайте также