На попятный Газотранспортный консорциум рождается в муках

Россия отказалась от амбиций стать собственником украинских трубопроводов. По крайней мере в ближайшей перспективе. В направленном в Киев проекте межправительственного соглашения о создании газотранспортного консорциума Москва согласна уже на совместное управление магистральным хозяйством двумя компаниями: НАК "Нафтогаз Украины" и ОАО "Газпром". В ближайшую пятницу премьеры Михаил Касьянов и Анатолий Кинах обсудят текст документа.

Проект межправительственного соглашения адресован на прошлой неделе первому вице-премьеру Украины Олегу Дубине. Белый дом торопится реализовать договоренность президентов Владимира Путина и Леонида Кучмы: 9 июня в Санкт-Петербурге они подписали заявление о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере. Правительствам поручено создать на паритетных началах консорциум в составе "Нафтогаза" и "Газпрома" с целью повысить эффективность использования магистральных трубопроводов и бесперебойно поставлять газ европейским потребителям.

В тот момент политический импульс казался столь мощным, что вице-премьер Виктор Христенко предположил, что соглашение о консорциуме будет подписано к концу июля. Но дело движется медленно. Еще 21 июня на харьковской встрече Касьянова и Кинаха в российской делегации прямо увязывали подписание соглашения о транзите газа в 2003 г. с согласием Украины на приватизацию магистральных ниток.

Однако из проекта соглашения следует, что Россия уже не претендует на украинскую трубу в качестве собственника. Теперь предлагается создать СП с равными долями "Газпрома" и "Нафтогаза". Консорциум займется управлением газовым хозяйством. "Если нельзя все и сразу, тогда остается практика постепенных шагов", - поясняет причины снижения притязаний чиновник Белого дома.

Прежде чем подступаться к вопросам собственности, решено обследовать состояние сети и газоперекачивающих установок, проложенных и смонтированных не одно десятилетие назад. Только после этого можно браться за аудит трубопроводного хозяйства и подсчитывать инвестиции, необходимые для модернизации.

"Ситуация с прокачкой и оплатой, наверное, улучшится, но на таких условиях "Газпром" не вложит в трубу ни копейки", - предрекает аналитик компании "Проспект" Дмитрий Дружинин.

В "Газпроме" и "Нафтогазе" ничего не комментируют, пока не подписано рамочное соглашение правительств.

Между тем у Киева есть претензии к присланному проекту. Не нравится, например, положение об исключительном праве консорциума на транзит газа, поскольку в этом случае украинская казна должна делиться с ним доходами от эксплуатации, тогда как сейчас гривны идут на субсидирование коммунального хозяйства. Начальника управления кабинета министров Украины Владимира Проскуркина настораживает пункт, где консорциуму отписано исключительное право на приватизацию трубопроводов, если законодательство Украины на сей счет изменится. По словам чиновника, работы непочатый край: "Не определены объемы капвложений консорциума, на каких условиях - концессии или аренды - ему работать. Не разработан инвестиционный план, нет решения о том, кто и по каким параметрам будет оценивать газотранспортную систему Украины".

В Москве считают, что об этом договорятся сами участники консорциума, а соглашение перегружать не стоит. В Киеве думают иначе. Источник в правительстве ставит вопрос ребром: на чем будет зарабатывать консорциум? "Украина хочет сохранить за собой право на получение природного газа в объеме 30 млрд куб. м в счет транзита или же сумму оплаты, аналогичную цене этого газа (а это минимум $1,2 млрд). Но Россия, как участник консорциума, также должна быть допущена к этим деньгам. Тогда не ясно, что должна заплатить Россия за то, чтобы ее допустили к этим деньгам".

Судя по этим настроениям, послезавтрашний диалог Касьянова и Кинаха не приблизит подписание соглашения, которое пресс-секретарь украинского премьера Сергей Нагорянский ожидает 7 - 8 октября. А начальник отдела российской компании "Регионфинанс" Юрий Кафиев вообще считает бесперспективной идею консорциума, ограниченного ролью оператора газовых потоков. "Эта модель всплывала три года назад, и Вяхирев сходу похоронил ее. Если по-прежнему будет говорить, что Рада не пойдет на приватизацию, это кончится возрождением обходного маршрута через Польшу и Словакию", - предрекает аналитик.

"А мы и не делали категорических заявлений, что отказываемся от этого маршрута, - сказал чиновник Белого дома. - Международный консорциум для строительства создан и продолжает оценку перспектив финансирования".

Александр Беккер Олег Гавриш

КМФ заверяет, что Россия устранила недостатки, из-за которых она была включена в «черный список» fatf  »
Юридические статьи »
Читайте также