Барьер для роста Греф назвал возможную дату повышения пошлин на иномарки

С 2007 г. новые импортные автомобили в России могут сильно подорожать из-за повышения таможенной пошлины с 25% до 35%. По мнению министра экономического развития Германа Грефа, к этому времени иностранные инвесторы успеют наладить производство в России. Иностранные автопроизводители пока относятся к идее Минэкономразвития без энтузиазма, а аналитики убеждены, что эти защитные меры окажутся на руку только российским заводам.

В пятницу Греф объявил, что с 2007 г. пошлины на новые иномарки могут быть повышены на 3 - 5 лет - в рамках переходного периода при вступлении России в ВТО. По его окончании, сказал министр, пошлины будут снижены до 10 - 15%. Смысл этой меры в том, чтобы "создать условия для инвестиций в отечественную автомобильную промышленность", пояснил Греф. "У нас не привыкли верить обещаниям чиновников поднять пошлины на время", - добавил он и заверил, что по завершении переходного периода автопошлины обязательно будут снижены.

Греф немного подкорректировал июльские предложения департамента инвестиционной политики Минэкономразвития, в которых шла речь о повышении пошлин с 2006 г. "Мы отводим инвесторам два года на принятие инвестиционных решений и строительство заводов, - пояснял замруководителя департамента Максим Быстров. - Им понадобится три-пять лет, чтобы отбить инвестиции".

По данным Государственного таможенного комитета, в 2002 г. в Россию было ввезено около 629 000 легковых автомашин иностранного производства (+20% к 2001 г. ). Примерно 46% импорта составили машины старше семи лет, 42% - от трех до семи лет. Доля новых иномарок не превысила 12%. По данным агентства "Гортис - маркетинговые исследования, консалтинг ", объем рынка новых иномарок в прошлом году достиг $2,1 - 2,3 млрд (110 000 - 120 000 машин).

Однако забота реформаторов простирается не только на новые машины. По словам Быстрова, "идеология заключается в том, чтобы по всем трем градациям - от нуля до трех лет, от трех до семи лет и старше семи лет - отслеживать состояние рынка, чтобы ввоз ни в одном из сегментов не получал преимуществ". Поскольку пошлины на семилетние авто были повышены до 35% еще осенью прошлого года, "преимущества" возможны только для импортеров 3 - 7-летних иномарок. Пока правительство ограничилось повышением с 25 июля на 20 - 60% ставок единого таможенного сбора на ввоз машин этой категории для физлиц - именно они импортируют до 80% подержанных иномарок. Вице-премьер Борис Алешин, курирующий в правительстве развитие автопрома, подтвердил "Ведомостям", что планы дальнейшего повышения стоимости импорта неновых автомобилей обсуждаются, но "говорить об окончательных решениях рано".

Представители иностранных автогигантов сдержанно оценивают инициативы ведомства Германа Грефа. "Сомневаюсь в том, что от этих предложений будет эффект для привлечения иностранных инвестиций", - говорит менеджер по связям с общественностью российского представительства Volks-wagen Андрей Гордасевич. А по мнению руководителя отдела маркетинга компании "Рольф" (российский дистрибьютор Mitsubishi) Валерия Тараканова, "для того чтобы появились иностранные инвесторы, нужно изменить очень многое в законодательстве - обеспечить гарантии защиты инвестиций, упростить регистрационные процедуры, облегчить налоговый режим".

Аналитики настроены еще скептичнее. "Эти предложения мне кажутся полной чушью, - говорит Владимир Савов из Brunswick UBS. - Автопром, конечно, выиграет, но только российский, а потребитель пострадает: проблемы, которые предлагают решить , - непринципиальные для инвесторов, и если их устраивает общий климат , наличие налоговых льгот, потенциал роста рынка, они приходят и сейчас". По оценке Савова, иномарки в России и сейчас одни из самых дорогих в Европе: "В Болгарии та Toyota, которая здесь продается за $25 000, стоит $15 000, и дело именно в размере таможенных сборов".

Александр Агибалов из "Атона" вообще сомневается в том, что тарифная политика - подходящий инструмент для стимулирования автопрома, ведь установить устраивающий всех инвесторов срок действия повышенных пошлин нереально. "Возможно, здесь могут применяться те же соглашения о разделе продукции или частичное освобождение от налогов новых производств", - говорит Агибалов.

Повышение пошлин на иномарки может создать дополнительные трудности на переговорах о вступлении России в ВТО. "От нас требуют не выше 25% при вступлении в ВТО и 10% после переходного периода", - объясняет один из российских переговорщиков. "Не думаю, что будут восприняты хорошо", - говорит глава российской делегации на переговорах, замминистра экономического развития Максим Медведков. - Но если будет решено, что нам нужна эта мера, то мы будем отстаивать ее ". По словам аналитика "Тройки Диалог" Андрея Кормилицына, "многие страны при вступлении в ВТО вводили подобные меры". "В Китае, например, пошлины доходили до 170 - 200% , и это не единственный пример", - говорит Кормилицын.

Российские автомобилестроители сдержано восприняли повышение таможенных пошли на ввоз подержанных иномарок  »
Юридические статьи »
Читайте также