Касьянов торопит Минфин

Премьер Михаил Касьянов решил подстегнуть налоговую реформу. Вчера Департамент правительственной информации распространил сообщение: глава кабинета снял с повестки заседания 27 февраля вопрос о налоговой реформе, так как Минфин и Минэкономразвития не представили необходимых расчетов. Позднее выяснилось, что вопрос в повестке остался, но усечен до рассмотрения четырех законопроектов об имущественных налогах.

На заседании правительства 6 февраля Минфин доказывал, что больше чем на 1% ВВП в год снижать налоги рискованно. Из этого следовало, что отмена налога с продаж - это почти все, что может себе позволить государство в 2004 г. , а единый соцналог и налог на добавленную стоимость можно снижать только в 2005 - 2006 гг. Касьянов на слово не поверил и поручил представить расчеты. В протокольное решение вписали срок - 15 февраля. Рассмотреть расчеты и налоговые законопроекты предполагалось 27 февраля.

Вчера первый замминистра финансов Сергей Шаталов выступал в Совфеде и сказал, что потери федерального бюджета от проведения налоговой реформы составят 130 млрд руб. , а всей налоговой системы - 240 млрд руб. Компенсация от расширения налоговой базы, по его словам, составит примерно 110 млрд руб. , в том числе по 50 млрд руб. от налога на добычу полезных ископаемых и имущественных налогов, а 10 млрд руб. поступит дополнительно от налогообложения природных ресурсов. "Из выступления Шаталова нельзя сделать вывод, когда и на сколько можно снижать ЕСН, - сказал глава бюджетного комитета СФ Евгений Бушмин. - Я могу предположить, что снижение ставки ЕСН до уровня эффективной и улучшение механизма администрирования НДС позволят увеличить их собираемость, но все это надо проверять расчетами".

В Белом доме тоже не удовлетворились информацией Шаталова и бросили на ленты информагентств сообщение о том, что Минфин сорвал поручение премьера и тот исключил вопрос налоговой реформы из повестки заседания 27 февраля. Это вызвало досаду в Минфине, где коллег из аппарата правительства упрекнули в передержках. "На прошлой неделе по договоренности с премьером мы внесли четыре законопроекта о налогах на имущество физических и юридических лиц, налоги на землю и на наследство и дарение, - сказал представитель Минфина. - Второй большой блок, относящийся к основным направлениям налоговой реформы, будет внесен к заседанию 13 марта".

"Минфин лукавит", - возражает чиновник Белого дома. По его словам, Касьянов вынужден был разнести вопрос на два заседания, так как Минфин и Минэкономразвития выполнили домашнее задание не полностью. "Где расчет последствий для экономики, как изменится налогооблагаемая база, как отразится это на инвестиционной привлекательности? " - риторически спросил он.

В Белом доме говорят, что на публику вопрос вынесен с целью "подтолкнуть министерство к выполнению поручений премьера". Однако размах скандала показывает, что замысел чиновников аппарата, не действующих без отмашки сверху, глубже. Минфин внес в правительство проект концепции стабилизационного фонда. Представляя его, первый замминистра финансов Алексей Улюкаев сказал, что министерство рассматривает фонд как подушку безопасности, но категорически против того, чтобы использовать фонд для снижения налоговой нагрузки. "Мы их просим доказать это с цифрами на руках, а нам говорят про риски нефтяных цен и что ресурсов для снижения нет. ", - сетует чиновник правительства.

По словам замминистра экономического развития Аркадия Дворковича, задержка вызвана тем, что работа над налогами оказалась увязана с работой правительственной комиссии по расходам бюджета и президентской комиссии по разграничению полномочий уровней власти. "Пересечений очень много, - говорит Дворкович. - Пока нет полного понимания , трудно принять точное решение по налогам". Дворкович тем не менее оговорился, что ждать окончания работы смежных комиссий министерства не будут и закончат расчеты в ближайшие дни.

Регионы станут богаче.

Заместитель руководителя департамента межбюджетной политики Минфина Алексей Лавров вчера заявил, что принятие нового закона о местном самоуправлении вызовет "сдвиг потоков с местных бюджетов". Обязательства местных бюджетов сократятся на 220 млрд руб. и за ними останется меньше 10% от расходов консолидированного бюджета России (сейчас 24,9% ). Львиная доля доходных и расходных полномочий (на 200 млрд руб. ) будет передана на уровень субъектов РФ. Минфин предлагает закрепить за муниципальными образованиями такие налоги, как подоходный, земельный, на имущество физлиц, а также допускает возможность передать им акцизы на ГСМ и алкогольную продукцию.

Александр Беккер

Сигареты должны дорожать Считают в Международном валютном фонде  »
Юридические статьи »
Читайте также