Совет Федерации: Бюджет для роста

Проект федерального бюджета на 2003 г. формировался правительством, исходя из профицитной бюджетной политики, ориентированной на обслуживание государственного долга. В рамках этих ограничений проект бюджета - достаточно стройная, технологически отработанная и сбалансированная конструкция. В отличие от предыдущих лет правительство уже на первой стадии бюджетного процесса провело активные консультации с нижней и верхней палатами парламента, позволившие найти компромиссы.

Требовать теперь от правительства резких коррективов бюджетных параметров не только неверно, но и губительно для финансовой системы. Сложный и весьма хрупкий баланс интересов может разрушиться и погрести под собой успехи, которых добился Минфин (расшивка бюджетных неплатежей и задолженностей, включая выплату заработной платы бюджетникам и более прозрачное движение финансовых потоков). Любые попытки изменить параметры бюджета приведут к деформации встроенной в эту конструкцию системы компенсационных мер субъектам федерации. Технология формирования профицитного бюджета достаточно хорошо отработана правительством, и изменять ее можно только на базе новой бюджетной концепции.

Новая концепция очень нужна, так как бюджетная концепция, принятая в последние три года, полностью себя исчерпала. Бюджет, ориентированный исключительно на решение долговой проблемы, не может обеспечить долгосрочный устойчивый рост.

Особенности бюджета 2003 г. - сокращение его ресурсного потенциала и ограничение непроцентных расходов. Доходы консолидированного бюджета снижаются: в 2001 г. они составляли 29,4% ВВП, в 2002 г. - 29,1% , а в 2003 г. - 27,8%. До последнего времени правительство поддерживало доходы федерального бюджета искусственно - перекачкой ресурсного потенциала из региональных бюджетов в федеральный. Но сегодня и эти приемы себя исчерпали. В 2003 г. ресурсный потенциал федерального бюджета сократится с 19% до 17,9% ВВП, и это при росте профицита на 0,1%. Но правительство проблему сбалансированности федерального бюджета решает с другого конца - сокращая непроцентные расходы. Это приводит к ограничению внутреннего спроса и замораживанию частных инвестиций. В результате затухает экономический рост и бюджетная система оказывается все в меньшей степени способна финансировать потребности экономики.

Правительство начинает понимать пагубность проводимой политики. Премьер-министр Михаил Касьянов заявил, что профицит федерального бюджета - мера вынужденная и временная. За последние годы существенно улучшилось налоговое администрирование. Но в результате налоговых нововведений, ориентированных на перераспределение налогового потенциала в пользу федерального бюджета, доходы региональных бюджетов растут очень медленно, едва перекрывая инфляцию. Доля регионов в доходах консолидированного бюджета уменьшается.

В то же время расходная часть региональных бюджетов постоянно растет, в основном за счет социальных выплат. Финансовая помощь федерального бюджета компенсирует эти выплаты только отчасти, и то для экономически слабых регионов. Все это признаки нарастающей деформации бюджетной системы, ее существенной разбалансировки.

Объем расходов в 2003 г. в реальном выражении (с учетом индекса дефлятора ВВП) сохранится на уровне 2002 г. Объем непроцентных расходов без учета ЕСН в реальном выражении уменьшится на 0,7% при росте ВВП на 4,4%. Уровень непроцентных расходов консолидированного бюджета в сопоставимых условиях снизится с 25,3% до 24,7% ВВП, федерального - с 13,7% до 13,0% ВВП.

Отвлечение ресурсов на процентные расходы и финансовый резерв в 2003 г. составит 857,1 млрд руб. , или 6,6% ВВП. Это крайне неэффективное использование мобилизуемых ресурсов. И хотя решение этой проблемы находится в политической плоскости, наличие устойчивого бюджетного профицита вряд ли поможет переговорам с кредиторами.

Главными ориентирами бюджетно-налоговой политики должны стать экономические интересы всех участников бюджетного процесса, а не только центрального правительства. Если приоритеты бюджетной политики сместятся в сторону активизации инвестиций, прежде всего в госсобственность, при их концентрации в эффективных технологиях и отраслях задача обеспечения экономического роста может существенно упроститься.

Стратегической задачей бюджетной политики должен стать рост внутренних расходов до параметров, соответствующих потребностям высокотехнологической рыночной экономики и высокому уровню социальных расходов, достигнутому развитыми странами. Целевым критерием новой бюджетной политики должен стать рост производства. Финансовая политика государства должна быть подчинена увеличению совокупного общественного спроса.

Начиная с 2004 г. политика профицитного бюджета должна быть изменена на базе новой концепции. Необходимость ее разработки сегодня - одна из наиболее актуальных задач. Видимо, отсутствие таких проработок не позволило правительству одновременно с проектом закона о бюджете на 2003 г. представить и проект среднесрочного финансового плана. Хочется надеяться, что в трехлетнем плане будут отражены и изменения бюджетной политики, о которых говорилось выше.

Автор - первый вице-спикер Совета Федерации Валерий Горегляд

Законодательное собрание Санкт-Петербурга устанавливает порядок внесения губернатором закона о бюджете ТФ ОМС СПб  »
Юридические статьи »
Читайте также