Петербургская политика: справедливость и прагматизм

Впервые в истории Петербурга губернатор города делится ближайшими и среднесрочными планами своей команды с депутатами Законодательного собрания и горожанами.

На самом деле, обращаясь к депутатскому корпусу с ежегодным Посланием, Валентина Матвиенко всего лишь исполняла закон, разработанный ЗС еще в 1998 году, обязывающий градоначальника каждый год выступать перед законодателями с отчетом о перспективах и впоследствии фактически саботированный предшественником Валентины Ивановны: Владимир Яковлев перед депутатами выступать не торопился, а потому эпопея с возвращением законопроекта в ЗС, наложением губернаторских вето и их преодолением растянулась на весь второй срок. Третьего, как известно, не случилось, а Матвиенко (что она особо отметила после выступления) от исполнения законов уклоняться не собирается - в том числе в случае с Посланием.

В первоначальном варианте Послание не уместилось и на 60 страницах, но вместе с тем обобщило предельно конкретные наработки новой команды по планам на ближайший год и среднесрочную перспективу. Понимание этой важнейшей для города и его жителей комплексной программы облегчала ее продуманная структура - Матвиенко уложилась с полноценным выступлением в выделенный собранием час, сумела, не утомляя внимание депутатов, рассказать практически обо всем и на одном дыхании. Парламентарии по достоинству оценили мастерство докладчика и долго аплодировали Валентине Ивановне. Что касается самого Послания, то в данном случае до аплодисментов еще далеко - закон предусматривает рассмотрение этого документа в ЗС и, что любопытно, его последующее утверждение в качестве самостоятельной законодательной нормы. Это своего рода регламент провозглашенных стратегических целей, методов их достижения и ориентиров развития: по прогнозу Вадима Тюльпанова, процесс обсуждения и утверждения содержательной части Послания может растянуться на несколько месяцев, и в нем (по убеждению самой Матвиенко) появится немало депутатских поправок.

Если описывать выступление губернатора в общих чертах, то следует выделить приоритеты - направления развития Петербурга, выделенные в качестве первостепенных. Примечательно, что стратегия, предложенная Смольным, не предусматривает какого-то одного, исключительного вектора.

Дискуссию о выборе пути противостоящих друг другу путей развития ("туристическая столица" или "наукоград", "промышленный центр" или "глобальный перевалочный пункт") Матвиенко назвала надуманной, справедливо заметив, что уподобляться витязю на распутье - значит, отвергать единственно приемлемый сценарий, по которому давно и весьма успешно живут крупнейшие города Европы. Его главное отличие - многофункциональность. только параллельное и последовательное использование всех питерских потенциалов обеспечивает искомый результат. То есть глобальную и весьма амбициозную цель, которую новое городское правительство сформулировало как "Петербург - город европейских стандартов".

Адекватность и эффективность инструментария, определенного губернатором для решения главных питерских проблем (или, по выражению Матвиенко, "вызовов"), предстоит оценить депутатам, но уже сегодня можно констатировать, что эти предложения имеют реальное экономическое обоснование и, как следствие, в принципе осуществимы. Новая петербургская политика Матвиенко призвана уравновесить декларируемые социальные приоритеты, с одной стороны, и довольно жесткое в ряде случаев подключение рыночных механизмов, особенно к тем сферам, где такое подключение давно назрело. Например, многострадальное ЖКХ. Матвиенко в очередной раз заявила, что без разрушения нынешней "монополии на безхозяйственность" эту самую бесхозяйственность не преодолеть. Рынок в данном случае - единственный инструмент эффективного решения, естественно - при продуманном, осторожном использовании.

Похожая картина наблюдается и в другой важнейшей задаче - борьбе с бедностью. Обозначив этот приоритет (который, как и многое другое, прямо корреспондируется с важнейшими общероссийскими задачами, заявленными в президентском послании) губернатор, с одной стороны, делает упор на развитие систем соцобеспечения и социальной защиты, а с другой - четко определяет взаимосвязь проблемы с ситуацией в других, прежде всего, в экономических отпраслях. То есть созданием "условий для решительного роста доходов горожан".

Реальная поддержка тех, кто выпускает конкурентоспособную продукцию, в том числе ВПК, по загрузке государственными заказами, зарубежными контрактами; перевод промышленных предприятий на инновационный путь развития, привлечение масштабных инвестиций в экономику города (благоприятный климат, но не за счет налоговых льгот, снижение рисков и т. д.); обеспечение доступности для бизнеса основных ресурсов (топливно-энергетических, кадровых и иных); стимулирование малого и среднего предпринимательства - вот лишь небольшой перечень из предлагаемого "набора", каждый пункт которого детализирован в послании (но и в данном случае представляет лишь "вершину айсберга", в подводной части которого - многомесячная работа в комитетах администрации).

Касаясь вопроса обеспечения петербуржцев жильем, Матвиенко определила будущую политику в этой отрасли как "справедливость и прагматизм". В равной степени это выражение применимо ко всему "посланию", а вот насколько удачной окажется предложенная схема равновесия между "прагматичным" и "справедливым", покажет время. Не забывая о вечной российской проблеме - проблеме исполнителей, можно все-таки порадоваться, что сегодня намечено, что исполнять.

Из послания:

"...В борьбе с бедностью главным принципом для нас будет адресность и целевой характер социальной помощи. Как известно, значительную часть льгот уже в ближайшее время на федеральном уровне планируется перевести в денежную форму. Учитывая, что по этому вопросу у горожан возникло обоснованное беспокойство, хочу выразить свою принципиальную позицию. Чуть меньше трети жителей Петербурга являются получателями пенсий, льгот и пособий. В первую очередь - это пожилые люди, ветераны Великой Отечественной войны, блокадники, труженики тыла и инвалиды. Защита их интересов является приоритетной задачей власти. Вот почему к замене льгот денежными пособиями мы подходим очень осторожно. Первое и обязательное условие - денежная компенсация должна покрывать объем льгот. Переход на новую форму предоставления льгот не должен ни в коем случае привести к снижению уровня социальной защищенности людей. Именно эту позицию я отстаиваю в ходе работы над проектом закона с федеральными министерствами и ведомствами".

Из Послания:

Острейшие проблемы, препятствующие устойчивому развитию Петербурга, - "вызовы", на которые наш город должен сегодня дать ответ:

1. Существенные масштабы бедности и невысокие доходы основной части населения. Доля петербуржцев с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в I квартале 2004 года составила 22,6% от общей численности горожан.

2. Демографический кризис. Несмотря на некоторое увеличение рождаемости и снижение смертности, число умерших превышает число родившихся в 1,9 раза. По предварительной оценке, численность постоянного населения Санкт-Петербурга на 1 апреля 2004 года составила 4 млн 617 тыс. человек. Это на 354 тыс. человек меньше, чем проживало в городе накануне реформ, в конце 1991 года.

3. Отсталость городского хозяйства и городской инфраструктуры. Характерные черты: неудовлетворительное состояние, запущенность жилого фонда, неэффективная система управления, дотационность и плохое финансовое положение, монополизм, высокие затраты, отсутствие экономических стимулов снижения издержек при оказании услуг, неразвитость рыночных механизмов и практическое отсутствие конкурентной среды, высокая степень износа основных фондов, неконтролируемые потери энергоресурсов, экономически необоснованная и непрозрачная тарифная политика. Серьезное отставание в развитии городского транспорта. Большой объем ветхого, аварийного, коммунального жилья.

4. Недостаточно благоприятный предпринимательский климат. Высокие темпы экономического роста не носят устойчивого характера и во многом в последние годы объяснялись посткризисным инфляционным эффектом. На сегодня этот ресурс исчерпан.

5. Слабость институтов гражданского общества, неразвитость системы цивилизованных отношений между властью, бизнесом и обществом.

P. S. Послание - серьезный, многоплановый, объемный документ, несомненно заслуживающий глубокого анализа и детального изучения. "НВ" не раз вернется к его обсуждению. Мы также непременно познакомим читателей с мнением и планами тех, от кого зависит исполнение намеченных целей.

Андрей Милкин

Послание Матвиенко: обо всем за 70 минут  »
Юридические статьи »
Читайте также