Не катит

Государственная дума неожиданно отложила введение закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) до 1 июля 2004 года.

Первые месяцы действия закона об автогражданке не убедили граждан в пользе такого вида страхования. Напротив — появились многочисленные протесты. Этим не замедлили воспользоваться депутаты, остро нуждающиеся в политическом капитале перед декабрьскими выборами в Государственную думу. При рейтинговом голосовании из 14 законопроектов с поправками наибольшее количество голосов набрал документ, подготовленный депутатами Геннадием Райковым и Валерием Гальченко. Согласно ему ОСАГО начнется с 1 июля 2004 года. Штрафы за отсутствие полиса будут взиматься с 1 января 2005 года.

Страховщики в шоке — автогражданка лоббировалась ими несколько лет. Они не исключают, что депутаты действовали в угоду иностранным страховым фирмам, которые к моменту введения закона смогут составить российским компаниям серьезную конкуренцию.

Водители, купившие полис обязательного автострахования, также оказались в глупом положении. В новом законе порядок расторжения договора и возврат денег не прописаны. А согласно старому, это возможно только в случае снятия машины с учета. Страховщики не смогут вернуть все деньги клиентам еще и потому, что около 30% уже потрачено на развитие бизнеса.

Поправки к новому закону могут быть внесены до 31 октября. Далее он должен быть принят в следующих чтениях и направлен на утверждение в Совете Федерации, а затем президенту. Велика вероятность того, что эти ветви власти отменят решение нижней палаты о переносе на год уже действующего закона.

Изначально предполагалось, что изменения не будут столь радикальными. Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал депутатам поддержать в первом чтении два законопроекта, лишь немного изменяющих закон ОСАГО. Оба они разработаны центристскими фракциями и предусматривают 50%-ную скидку при заключении договора для пенсионеров и инвалидов, а также льготные условия для владельцев отечественных автомобилей со сроком эксплуатации не более 5 лет (при условии использования машины единолично). Страховщики могли бы предоставить скидки до 10% и автовладельцам, не совершавшим аварий в течение определенного времени. Минимальный срок действия договора уменьшался с полугода до трех месяцев. Наконец, штраф за отсутствие полисов обязательного страхования вводился с 1 июля 2004 года, а не с 1 января. Однако депутаты предпочли действовать решительно и отложили проблему до лета, чтобы передать ее следующему составу Думы.

Для страховщиков это оказалось неприятным сюрпризом, хотя нельзя сказать, что известие о переносе прозвучало как гром среди ясного неба: ОСАГО не угодило практически всем ветвям власти. Одним из первых серьезных протестов против него стало обращение депутатов ЗакСа Ульяновской области к президенту РФ с просьбой отменить автогражданку. Их поддержали Государственный совет Чувашской Республики, ЗакС Владимирской области, Думы Астраханской, Волгоградской и Саратовской областей.

Последовательно и весьма конструктивно выступало против ОСАГО и Движение автомобилистов России (ДАР), возглавляемое Виктором Похмелкиным. Представители ДАРа считают, что подобный закон необходим, но не в том виде, в каком он был принят. Они предлагали бороться с ним всеми возможными способами, включая незаконные.

Другой защитник автомобилистов — Народная партия России — привлекает на свою сторону в первую очередь малоимущих жителей небольших городов. Организация провела сбор подписей за отмену обязательного страхования автогражданской ответственности (собрано почти 500 тыс. подписей). Лидер Народной партии Геннадий Райков убежден, что главный недостаток нынешней автогражданки — неподъемные для большей части населения тарифы.

Спикерам нижней и верхней палат Думы — Геннадию Селезневу и Сергею Миронову закон тоже не по душе: они считают, что взнос за страхование автотранспорта необходимо уменьшить, особенно для ветеранов войны и труда и малоимущих граждан.

Как это ни парадоксально, но недовольны законом были и сами страховщики. Руководитель представительства Всероссийского союза страховщиков Константин Байков считает, что нужно увеличить лимит ответственности по «здоровью» и «железу» до 400 тыс. руб. (сейчас 120 и 160 соответственно), так как сегодняшние нормы в некоторых случаях выбираются полностью. Другое предложенное им изменение — «привязать» полис к человеку, а не к машине. Таким образом, если у водителя два транспортных средства, ему не придется переплачивать.

Вероятно, всеобщее недовольство ОСАГО и сыграло свою роль при голосовании, окончившемся для закона столь печально. Страховщикам, уже приготовившимся пить шампанское и подсчитывать прибыль, придется подождать до следующего года.

Евгений Гуревич: "Депутаты начнут тянуть время"  »
Юридические статьи »
Читайте также