Автовладельцы решили готовить телегу зимой За время действия закона об обязательном страховании автогражданской ответственности полисами обзавелись всего 10% автолюбителей

Три месяца российские автовладельцы живут под гнетом закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" (ОСАГО). С 1 июля автолюбители не имеют права ездить без страхового полиса, а с 1 января 2004 года каждый "непослушный" будет оштрафован. Но за прошедший период лишь 10% всех автолюбителей прошли процедуру обязательного страхования. Инициированный процесс смягчения норм ОСАГО не способствует популярности реформы.

Основной наплыв, по словам самих страховщиков, пришелся именно на первый месяц вступления закона в силу. Это стало для страховых компаний полной неожиданностью, несмотря на то, что до вступления закона в силу они сами предсказывали подобный оборот событий. Автолюбители выстраивались в огромные очереди, на всех не хватало полисов и соответствующих стикеров (госзнаков).

Основная причина конечно же заключается в прохождении техосмотра - талон без ОСАГО просто не дадут. Кроме того, свой выбор поспешили сделать те автовладельцы, которые опасались, что ближе к 2004 году, когда ГИБДД начнет за отсутствие полисов штрафовать всерьез, очереди будут еще длиннее. Но первая волна самых "предусмотрительных" схлынула, до нового года еще далеко, а платить свои деньги за перестраховку остальные не захотели.

Поэтому уже на третий месяц действия закона количество обращающихся за страховкой водителей резко снизилось. Кроме того, у автовладельцев появилась конкретная причина повременить с приобретением полиса, когда правительство и внезапно возлюбившие своих избирателей депутаты начали с азартом обсуждать внесение поправок в закон об обязательном страховании. Предполагается, что новации в случае принятия добавят ряд льгот для отдельных категорий граждан и, возможно, скорректируют тарифы.

"Очень негативно сказалась политическая шумиха вокруг закона - говорит статс-секретарь "Росгосстраха" Игорь Игнатьев. - Люди оказались в недоумении, что им делать дальше. По информации из регионов, увеличилось число обращений с просьбами разъяснить, что происходит. Поэтому в ноябре-декабре, я думаю, будет существенный спад в обязательном автостраховании".

Хотя по другим предположениям, конец года, напротив, существенно поднимет процент застраховавших АГО. Некоторые страховщики думают, что ужас перед штрафами "погонит" человека, который привык все откладывать на последний момент, получать страховку в конце года. Это приведет к образованию больших очередей, так как каждый уверен в том, что он единственный, кто не прошел "обязаловку". А на самом деле их миллионы - 90% автолюбителей страны. Пресс-секретарь компании "НИКойл-Страхование" Татьяна Грошева говорит, что определенная часть населения отрицательно относится к закону об автогражданке по причине недостатка информации о пользе этой услуги. "Многие, например, вообще путают КАСКО и ОСАГО, - говорит Грошева, - то есть люди просто не знают, что это такое и какую выгоду несет им страхование ответственности. Ну и, конечно, популистские заявления некоторых чиновников настроили многих против ОСАГО. Однако настроение "непримиримых" изменится тогда, когда страховые компании уже в массовом порядке будут выплачивать страховые возмещения и избавят тысячи людей от неприятностей, связанных с возмещением ущерба пострадавшим от их действий пешеходам и водителям".

Когда же начнутся массовые выплаты по ОСАГО, для страховых компаний наступят жаркие деньки. Те компании, которые сделали ОСАГО своим основным бизнесом, могут прогореть, не сумев полностью компенсировать все страховые расходы. Страховщики заявляют, что объем выплат в этом случае составляет 90--100%. То есть страховая компания будет вынуждена вернуть автовладельцам практически всю страховую прибыль. Судя по опыту западных стран, страхование автогражданской ответственности приносит (если приносит) не слишком большой доход компаниям. А печальный опыт Украины и Белоруссии, где закон "действует" чисто номинально, показывает, что сначала надо сто раз отмерить. На Украине обязательное страхование АГО действует несколько лет, а количество выполнивших закон так и не превысило десятую часть всех автовладельцев. Но несмотря на такой показатель, выплаты по "автогражданке" растут. В результате многие страховщики Украины решили прекратить рекламировать эту услугу. Но отказать клиенту в выдаче полиса ни одна компания - член Моторного (транспортного) страхового бюро Украины не вправе.

В случае с Россией обязательства по ОСАГО при банкротстве какой-либо страховой компании переходят к Российскому союзу автостраховщиков. Они погашаются из специального гарантийного фонда РСА.

Некоторые владельцы авто надеются на то, что закон об обязательном автостраховании отменят совсем. Конечно, некоторые депутаты лоббируют отмену закона, но принципиальное решение правительство и Госдума уже приняли. "Во-первых, Россию не примут во Всемирную торговую организацию (ВТО) без этого закона, - заявил "Известиям" начальник управления по связям с общественностью РСА Андрей Щавелев, - а мы очень давно к этому стремимся. Во-вторых, конечно, не просто так правительство разрабатывало, народные избранники принимали, а президент подписывал. могут пойти на внесение поправок, определенных льгот для отдельной категории водителей, но на отмену - никогда".

Независимые аналитики также считают, что закон будет действовать и автолюбителям придется получать полисы. Исполняющая обязанности руководителя отдела рейтингов страховых компаний "Эксперт РА" Ирина Рудых сказала "Финансовым Известиям", что "слишком много интеллектуальных и моральных сил, а также материальных средств потрачено на введение этого закона. Поэтому все разговоры о его отмене бесполезны и ни к чему не приведут".

По данным за июль-август, Российским союзом автостраховщиков (РСА), куда входит 146 страховых компаний, заключено свыше 2 миллионов страховых договоров на 4,4 миллиарда рублей. Первые страховые случаи по полисам ОСАГО не заставили себя ждать и начали происходить с первых же дней июля. За два месяца их произошло 1360. Всего же лицензию на страхование ОСАГО имеют 163 организации.

Малика Сероджева

Эксплуатация транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность, с 1 января будет запрещена.  »
Юридические статьи »
Читайте также