ГТК увеличит сборы За счет продажи полисов автогражданки

Государственный таможенный комитет (ГТК) решил подзаработать на обязательном страховании автовладельцев. Как стало известно "Ведомостям", ГТК не дает страховщикам самостоятельно продавать полисы в местах пересечения границы и учредил своего страхового брокера, который за 10% комиссионных продает полисы лишь восьми компаний.

По закону об обязательном страховании автогражданской ответственности у каждого въезжающего в страну автомобилиста должен быть полис страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Его наличие на границе проверяют таможенные органы.

Но ГТК решил не ограничиваться проверкой и организовал продажу полисов в пунктах пропуска автотранспорта. Как следует из письма первого заместителя председателя ГТК Леонида Лозбенко, направленного 29 июля этого года начальникам таможен (его копия имеется в распоряжении "Ведомостей") , ГУП "РОСТЭК" заключило агентские договоры со страховыми компаниями, имеющими лицензии на обязательную автогражданку. Лозбенко приказал таможенникам "исключить допуск и размещение страховых компаний в пунктах пропуска" и "обеспечить взаимодействие с "дочками" ГУП "РОСТЭК".

ГУП "РОСТЭК" учреждено Государственным таможенным комитетом в 1992 г. по постановлению правительства. У "РОСТЭКа" 180 филиалов, дочерних и аффилированных компаний на территории России и за рубежом. Основной бизнес этого ГУПа - оказание услуг в таможенной сфере.

Как рассказал представитель крупной страховой компании, "РОСТЭК" создал страхового брокера "РОСТЭК-Гарант" и тот теперь "просит с компаний вступительный взнос или авансовый платеж" от $50 000 до $100 000 за возможность продавать в пунктах пропуска автомобилей полисы ОСАГО, а его комиссионные составляют 10% от страховых взносов.

Директор "РОСТЭК-Гарант" Людмила Показаньева говорит, что сейчас ее компания продает полисы на 67 пунктах пропуска, а всего их около 200. Договоры на оказание услуг заключены с восемью компаниями из 146, имеющих лицензии на обязательное автострахование. Назвать их директор "РОСТЭКа" отказалась, но "Ведомостям" удалось выяснить названия семи из них - "Ингосстрах", "РОСНО", "МАКС", "РЕСО-Гарантия", "Росгосстрах", "АльфаСтрахование", "Согласие".

Показаньева признала, что "РОСТЭК-Гарант" берет комиссию за продажу полисов ОСАГО, но не назвала ее размер, а вопрос о "вступительном взносе" для страховщиков оставила без комментариев. Но информацию о требуемом взносе "на создание информационной системы" подтвердил и гендиректор компании, заключившей договор с "РОСТЭК-Гарантом".

При этом на некоторых таможнях даже отказываются признавать полисы страховщиков, не попавших в партнеры "РОСТЭКа". По данным Агентства страховых новостей, такие проблемы возникли у клиентов компании "Наста-Центр" на Астраханской таможне. В ответ на требование прекратить нарушение закона, филиал "Наста-Центр" получил отказ от заместителя начальника Астраханской таможни, который ссылается на письмо первого зампреда ГТК Леонида Лозбенко.

"Это нерыночные подходы. У ГТК, видимо, большое желание заработать", - говорит представитель страховой компании, не заключившей с брокером ГТК договор. "ГТК взял на себя слишком много - их цель контроль, а не продажи полисов", - считает другой страховщик. А крупные страховые компании предпочитают не комментировать свой "пограничный" бизнес. "Об этом не принято говорить. Зато, может, всякую мелочь на границу не пустят", - размышляет представитель одной из восьми компаний - партнеров "РОСТЭКа".

Однако президент Российского союза страховщиков Евгений Кургин уверен, что на таможне должны приниматься полисы всех компаний и все страховщики должны иметь возможность работать с брокером ГТК. А замминистра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Сергей Дудкин сказал "Ведомостям", что проблема требует изучения: "Надо смотреть документы и разбираться. У нас всегда вызывает вопросы появление брокера в любой сфере страхования, так как прозрачность системы снижается". В пресс-службе ГТК вчера не смогли прокомментировать ситуацию с проверкой и продажей полисов ОСАГО на границе.

Павел Миледин

"Автогражданку" правят  »
Юридические статьи »
Читайте также