До каждого квартиросъемщика должен дойти мастер по комплексному обслуживанию домов

Хороший пример заразителен. Под боком у немецкой компании «Питер Дуссманн» на территории того же Адмиралтейского района уже более полугода 240 жилых домов (это кварталы в границах Крюкова кан., ул. Декабристов, ул. Союза Печатников, пр. Римского-Корсакова, Садовой ул., Канонерской ул., ул. Лабутина, части наб. р. Фонтанки и Английского пр.) тоже обслуживают по-новому. Только здесь хозяин в доме не хаус-мастер, а мастер по комплексному обслуживанию домов.

О сути эксперимента и его первых итогах наш разговор с генеральным директором ОАО «Жилкомсервис № 1» Адмиралтейского района Юрием Бутенко.

— Юрий Петрович, технологию все-таки с «Питер Дуссманна» списывали?

— Когда немецкая компания только-только появилась, начала работать с населением, стало понятно, что пришел реальный конкурент. А у нас на двести домов — три-четыре электрика и не больше пятнадцати сантехников. Чтобы работать в новых рыночных условиях, надо было что-то предпринимать. Мы самым тщательным образом проанализировали схему хаус-мастеров. Но с учетом реальных возможностей, кадровых и финансовых, пошли несколько другим путем.

— Чем хаус-мастер отличается от мастера по комплексному обслуживанию?

— У последнего больше обязанностей и полномочий. На нем фактически все заботы по дому, от крыши до подвала. Он и сантехник, и электрик, и плотник в одном лице. Сам принимает и выполняет заявки по мелкому ремонту, меняет перегоревшие лампочки, устраняет неисправности в домовых сетях, следит, нет ли загазованности в подвалах. За мастером — ежедневный контроль за работой комплексных бригад по уборке придомовых территорий и лестничных клеток. Раньше дворник убирал подъезд, лестницу, потом шел двор подметать. Теперь эти функции разделены. Приходит на объект специализированная бригада и с использованием малой техники выполняет предусмотренный графиком объем работ. Пока мастер наряд не закроет, работа не будет оплачена.

Мастер также отвечает за сбор коммунальных платежей с населения, арендаторов и собственников нежилых помещений. Он снимает показания с общедомовых приборов учета, разносит по почтовым ящикам квитанции, работает с должниками. Объясняет, что можно составить соглашение и погасить задолженность в течение трех — шести месяцев. Можно отработать долг, устроившись к нам же дворником.

— Сколько же домов закреплено за таким универсалом?

— 6 — 7 домов, на каждого получается в среднем по 203 квартиры, в основном в этих домах коммунальные. Помимо текущего заявочного ремонта введена такая форма обслуживания, как профилактический осмотр квартир, по три-четыре в день. Фактически мастер должен дойти до каждого квартиросъемщика. С какой целью? По ходу дела устранить какие-то неисправности, предотвращая аварии.

В старом фонде большие проблемы с перерасходом холодной воды. Текут краны, смесители, сливные бачки. По новому Жилищному кодексу, все внутриквартирное оборудование меняется за счет жильцов. Мастер должен убедить, с каким ремонтом тянуть уже нельзя, подсказать, какое оборудование лучше купить, а установит он бесплатно.

— Получается убедить?

— Не всегда. И дело не только в деньгах. Ко мне мастер приходит и говорит: «Юрий Петрович, надо 400 рублей на новый сливной бачок, там такой контингент, сами не поменяют. А на перерасходе воды мы больше потеряем». Приходится, в порядке исключения, что-то покупать и за счет предприятия.

— Правда, что каждый житель знает номер мобильного телефона своего мастера?

— А как иначе с ним связаться, он же не сидит на месте? Пришлось пойти на дополнительные расходы. Заключили, я считаю, довольно выгодный договор с одной компанией. Безлимитное по времени обслуживание одного мобильного телефона нам обходится в 40 долларов в месяц. Сотовой связью за счет предприятия обеспечены также мастера аварийных служб. В каждом доме есть информационный стенд со всеми необходимыми телефонами.

— Где же вы нашли мастеров на все руки? Сколько их?

— Пока всего 36. Только мужчины в возрасте 55 лет и моложе. Те, кто постарше, — кадровые жилищники. Работал человек слесарем-сантехником или кровельщиком, плотником, а по жизни умеет делать все. Так как на некоторые виды работ надо иметь допуск, они прошли обучение на специальных курсах в учебном комбинате при жилищном комитете.

Новички приходили по объявлению. Я сам с каждым кандидатом беседовал. Опять же посылали на учебу, потом брали с двухмесячным испытательным сроком. В мастерах у нас есть и бывший водитель, и строитель. За все время только с одним человеком пришлось расстаться. Проявилось в нем эдакое пренебрежительное отношение к людям. А коммуникабельность, умение вести диалог с жителями в этой должности имеет первостепенное значение. Я, когда на участке бываю, всегда спрашиваю: «А кто у вас мастер?». Называют по имени или по имени-отчеству. Уже знают.

— Зарплата мастеров не составляет коммерческой тайны?

— От 14 до 16 тысяч и даже выше. 14 тысяч по тарифу. Премирование идет за экономию холодной воды, высокий уровень сбора квартплаты, также учитывается количество жалоб в вышестоящие организации. Один раз в две недели я с мастерами встречаюсь, и мы разбираем каждый случай, почему какой-то вопрос не удалось решить на месте.

Есть объективные причины. Мастер объясняет: стояк поменял, часть розлива поменял, а нормального напора холодной воды все равно нет, потому что дальше вся труба проржавела, вот люди и жалуются. А это уже проблема капремонта сетей. Только в этом году по дополнительным служебным запискам на имя директора районного ГУ ЖА 20 адресов включено в план капремонта водопроводных сетей.

— 14 тысяч по тарифу плюс премиальные. Но это только официальная зарплата?

— Конечно. Еще есть платные услуги, так что на круг получается больше. Но и работы у мастера непочатый край, особенно сейчас, он же полностью отвечает за подготовку своих объектов к зиме.

В квартале, ограниченном Лермонтовским пр., Садовой ул., пер. Макаренко и наб. р. Фонтанки, в этом году проводится комплексное благоустройство домов. И вот там наши мастера вместе со специалистами ремонтного цеха разработали новую технологию антивандальных радиаторов для лестничных клеток. Они трубчатые, металлические, дешевле чугунных, хотя тепла дают не меньше. Главное, что исключается хищение таких радиаторов, к трубам они привариваются наглухо. Еще одно ноу-хау. Совместно с кровельщиками мастера освоили новую технологию ремонта кровель в самых проблемных местах. Надеемся, что протечек станет меньше.

— Уже можно говорить об эффективности нового метода обслуживания?

— Вполне. «Жилкомсервис № 1» образован на базе пяти ЖЭС. Новой формой обслуживания пока охвачена только территория ЖЭС-1. И только на этой территории резко поднялся сбор квартирной платы. Перелом наступил весной. В марте сбор квартплаты составил 98%, в апреле — 111%, помимо текущих платежей стала гаситься задолженность, в июне — 97,2%, для лета это очень хороший показатель. Порядка в домах стало больше, заявочный ремонт выполняется вовремя, и платежная дисциплина повысилась. Некоторые же квартплату задерживают в знак протеста. На лестнице света нет, стекла в парадном выбиты — а не буду платить!

По расходу холодной воды мы вошли в норму, то есть утечки стали вовремя устраняться. Число жалоб в вышестоящие организации за прошедшие полгода по сравнению с тем же периодом 2004-го на этой территории сократилось на 45%. При износе жилищного фонда более чем на 60% разве это не результат?

— Есть желание тем же путем двигаться дальше?

— Одного желания мало. Чтобы распространить такую форму обслуживания на всей территории «Жилкомсервиса», мне нужно 240 мастеров и дополнительно в год 15 млн рублей. Каждого мастера надо обеспечить зарплатой, хорошим набором инструментов, фирменной спецодеждой, оперативной связью. Но самое главное — необходимыми для работы материалами.

«Недоремонт» из-за чего образуется? Материалов не хватает, потому что недобираем деньги по квартплате — все же взаимосвязано. При подготовке к зиме приходится залезать в долги к поставщикам. Приобретать задвижки, запорной арматурой запасаться. От вандализма никто не страхует, хотя о своей безопасности жильцы стали больше заботиться, что, конечно, радует.

Напомню, по новому Жилищному кодексу, жители принимают в установке металлических дверей в подъезде долевое участие. 50% оплачивает муниципальное образование, 50% — за счет населения. Около половины подъездов у нас уже закрыто. Если установлена металлическая дверь и домофон, мы гарантируем ремонт лестничной клетки.

В какие сроки произведем ремонт? Если жители обращаются сегодня — включаем ремонт лестницы в план будущего года. Просят: хотим быстрее, готовы сами купить краску, шпатлевку. В таком случае идем навстречу и выполняем работы на следующий месяц уже за счет своих внутренних резервов. Вот сейчас хозспособом ремонтируем три лестницы на Фонтанке, 96, где жильцы частично приобрели материалы за свой счет.

— Кабинет гендиректора «Жилкомсервиса» Бутенко это кабинет бывшего главного инженера ГУЖА Бутенко. Как вы себя ощущаете в новой должности?

— Мне лично работать стало интереснее. В прежней должности я отвечал за техническую политику жилищного хозяйства всего района. Но в бюджетной организации не было реальной возможности многие вопросы решать самостоятельно. В структуре акционерного общества со стопроцентным городским капиталом у руководителя больше ответственности, но и руки развязаны. Сегодня я могу выбирать, где какие материалы закупить — рынок же огромный. Могу взять на работу по договору подряда любого человека, лишь бы он был зарегистрирован в Петербурге. Конечно, теперь приходится считать каждый рубль, искать дополнительные доходы...

— Конкуренты на пятки наступают?

— По состоянию на 1 января текущего года на обслуживании «Жилкомсервиса № 1» числилось 1185 домов. На сегодняшний день — 1035. В общей сложности мы потеряли 150 домов, площадь обслуживания уменьшилась на 13,1%. 75 домов перешло компании «Питер Дуссманн» и столько же с 1 июля — частной компании «Стилес». Мы принимали участие в трех конкурсах на управление жилищным фондом в своем районе. Два конкурса выиграли и один проиграли. Основным критерием было предоставление дополнительного объема инвестиций. Мы рассчитали свою прибыль, доходы и предложили 1 млн 100 тысяч рублей. Конкуренты дали больше и победили.

— В следующем конкурсе примете участие?

— Обязательно!

Эмма Беленкова

Неужто и вправду прячут?..  »
Юридические статьи »
Читайте также