Особо охраняемая зона Город хочет внести ясность в систему строительства в историческом центре

Новая система охранных зон, предложенная городскими властями, уже вызвала немало шума. Главный козырь противников предлагаемых правил застройки в центре петербурга - почти в пять раз сокращается та зона, в которой по закону сейчас ничего нового строить категорически нельзя.

В эту зону, напомним, входит исторический центр с прилегающими территориями: от Приморского шоссе и Выборгской набережной с севера до правобережья Невы с востока и южной части Обводного канала, а также все острова между Большой Невой и Большой Невкой. Данная конфигурация - так называемые объединенная зона охраны и объединенная зона регулирования застройки - была утверждена Министерством культуры в далеком 1988 году.

Как реально действовал данный документ, наверняка видел каждый петербуржец. Достаточно вспомнить самые "громкие" проекты, как уже осуществленные, так и достраивающиеся: элитное жилое здание на Мойке возле цирка; застройка на Почтамтской, 6; комплекс на Сенной площади; продолжающееся строительство очередного то ли развлекательного, то ли коммерческого центра в начале Казанской улицы - аккурат напротив собора. Горожане пытаются роптать, строители продолжают воздвигать.

Подобная ситуация не устраивает никого. Однако пока существует один-единственный реальный проект изменений, четко регламентирующий дальнейшее поведение застройщиков в Петербурге. Он разработан в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и сейчас находится на стадии общественных слушаний. При этом, несмотря на все домыслы, новый план охранных зон отнюдь не предполагает их сокращения. Охраняемая территория остается без изменений. Следует также учесть, что как только Петербург стал объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, число охраняемых памятников истории и культуры в нашем городе увеличилось от 460 до 1200. Главное отличие новой концепции в том, что предлагается четко дифференцировать районы в зависимости от исторической и культурной ценности, и уже исходя из этого проводить градостроительную политику.

В первой зоне всяческое строительство запрещено, возможна только реставрация с сохранением исторических обликов зданий. В эту самую важную зону входят, в частности, ансамбли Адмиралтейства, Дворцовой, Исаакиевской, Биржевой и Сенатской площадей. Сюда же относятся еще около 40 городских и пригородных объектов, таких как Петроградская сторона, Невский проспект, дворцово-парковые ансамбли Пушкина, Павловска и Ломоносова, Киевское, Таллинское, Петергофское шоссе и ряд других объектов.

Еще в двух охранных зонах новое строительство в принципе разрешено, в них также находятся памятники истории и архитектуры. Однако это строительство предлагается жестко регламентировать по различным параметрам: высоте и силуэту здания, стилистическому соответствию окружающим строениям и др. Сейчас даже в неприкосновенной зоне существуют так называемые "лакуны" - участки, которые при влиятельном желании можно перевести в разряд "регулируемой застройки". Наглядный пример такого подхода к строительству - планирование 68-метрового здания возле гостиницы "Санкт-Петербург". КГИОП даже в суде не удалось доказать, что такое сооружение попросту испортит сразу несколько видов города: застройщик пока еще прав. При вступлении в силу нового законодательства такие эксперименты над городом будут невозможны.

Отрадно, что постепенно все заинтересованные стороны приходят к согласию в том, что предложения КГИОП обоснованы и проработаны. В середине апреля их в очередной раз рассмотрит градостроительный совет и совет по сохранению культурного наследия. Будут ли они в итоге оформлены в отдельный закон Петербурга или станут составной частью плана генерального развития, не меняет сути дела - необходимо спасти неповторимый исторический облик города.

Павел Федотов

В зонах особого внимания  »
Юридические статьи »
Читайте также