Земельный налог стал "заметным" Но до 2005 г. останется "экономически необоснованным"

На 2003 г. МНС получило непосильное задание по сбору земельного налога, а компании - выросшие почти вдвое счета за землю. Очередное повышение ставки сделало земельный налог "заметным" для бюджета, и налоговики сулят предприятиям неприятности за уклонение от его уплаты. В правительстве признают, что налог в нынешнем виде является экономически необоснованным. Но раньше 2005 г. обоснованным он не станет.

В 2002 г. земельный налог дал бюджету 25 млрд руб. (в 2001 - 16,1 млрд) , заявил вчера начальник управления ресурсных платежей МНС Андрей Федоров. Однако план по налогу, признался Федоров, впервые за 10 лет его существования не был выполнен. Повысив с начала 2002 г. ставку налога вдвое, правительство рассчитывало на рост доходов до 32 млрд руб.

Выполнить план, пояснил Федоров "Ведомостям", помешали два обстоятельства. Во-первых, "уменьшается налоговая база": часть плательщиков земельного налога - предприятия, у которых земля была в постоянном бессрочном пользовании, - оформляют арендные отношения с муниципалитетами и перестают платить налог. Арендную плату местные власти собирают сами, без помощи налоговиков. Во-вторых, резкая индексация ставки налога привела к росту недоимки. Она, говорит Федоров, достигла к концу года 11 млрд руб. , увеличившись на 1,5 млрд руб. Остальную часть "недобора" (5 - 6 млрд руб. ) дал, по мнению налоговика, переход плательщиков к режиму аренды.

Сосредоточиться на земельном налоге МНС решил во многом из-за того, что половина налога, зачисляемая субъектам Федерации (столько же получают муниципалитеты) , идет в этом году в дорожные фонды. Ставка налога при этом повышена еще в 1,8 раза, а план для МНС повышен примерно до 57 млрд руб. "До недавнего времени этот налог никого не интересовал, - говорит чиновник правительства, - а теперь решили выжать до последнего".

Земельный налог в нынешнем виде экономически не оправдан, сетует начальник управления налоговой политики Минфина Александр Иванеев. "Промышленным предприятиям налог несколько раз индексировали, и ставки у них достаточно высокие, а население и сельхозпроизводители платят в 10 - 15 раз меньше", - констатирует чиновник. Кроме того, многие платят за землю по льготным ставкам, причем 90% льгот, замечает Иванеев, установлены Федерацией. Научные организации и ГУПы не платят налог совсем.

При отмене всех льгот доход от земельного налога вырос бы примерно вдвое: по данным Александра Андрякова из Экономической экспертной группы, в 2001 - 2002 гг. земельные льготы составляли 44 - 47% всей базы налога. Устранить перекосы в структуре налога, говорит Иванеев, можно, только когда ставка будет устанавливаться в процентах от кадастровой стоимости земли. Предложенные Минфином ставки уменьшат разрыв между крестьянами и промышленниками в два-три раза. Однако и Федоров, и Иванеев заявляют, что эта светлая перспектива отодвигается на 2005 г. , поскольку кадастровая оценка далека от завершения.

Пока же компаниям остается готовиться к усилению режима по земельному налогу. Федоров обещает, что УМНС будут жестко взыскивать недоимку, контролировать начисленные суммы и запрашивать земельные комитеты региональных администраций на предмет, правильно ли посчитана площадь земли.

Налоговые консультанты и юристы, однако, сомневаются в том, что "земельное ужесточение" имеет смысл. Возможности минимизации платежей по земельному налогу невелики, говорит гендиректор Corpus Juris Денис Балакин: это аренда здания у обладателя земельной льготы и занижение площади. При этом ловить небольшое предприятие на подтасовке цифр налоговикам довольно накладно, так как земельной статистикой обладают только местные земельные комитеты, а за доказательство неправомерности льготы мытарям приходится биться в судах, отмечает Балакин.

Борис Грозовский

Минфин РФ сегодня внесет окончательный вариант законопроекта по имущественным налогам в правительство  »
Юридические статьи »
Читайте также