"Узда" для юных алкашей

В минувшую пятницу Госдума разродилась в первом чтении законом о запрете продажи ячменного напитка "в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях, на прилегающих к ним территориях, а также лицам младше 18 лет".

Впрочем, как замечает директор питерского пивного клуба "PUZZO" Александр Вайванцев, в подобных местах и без того никто не торгует. Разве что в период тех же думских выборов в столовках школ, превращенных в участки для голосования, помимо пирожков предлагают сознательным избирателям и пенный напиток. Что ж, запрещайте... Сомнительно, чтобы в Омской области, с чьей подачи и был инициирован законопроект, пиво продавали в детских садах и школах постоянно. Хотя, кто знает. А может, главным пунктом в перечне оказались все-таки культовые сооружения? Например, депутат Законодательного собрания Ленинградской области Владимир Леонов стал очевидцем, как подростки хлещут пиво чуть ли не на ступеньках Мавзолея. Не трудно предположить, что подобное пренебрежительное отношение к святому для каждого коммуниста месту кого-то из левых депутатов может довести до кондрашки. Ведь "старшие" коллеги Леонова по парламенту наблюдали подобную картинку, наверное, не однажды.

Но, похоже, основой смелого законотворческого пассажа является запрет на продажу народного напитка несовершеннолетним. Вот это уже дело! Ведь, по данным главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, сегодня пиво употребляет каждый третий подросток в возрасте 12 лет. Врачи приравняли бутылку пива к стопке водки. И потому юнец, приложившийся к хмельному горлышку в 14-16 лет, через пару годков может превратиться в законченного алкаша. Кстати, чтобы стать пивным алкоголиком, надо с удовольствием опустошать от трех бутылок ячменного напитка в день.

Словом, проблема назрела. И уже давно. В середине 90-х годов борьба между водочниками и пивняками закончилась победной последних. Пиву отводилась роль едва ли не спасителя нации, традиционно склонной к употреблению "беленькой". В частности, Александр Вайванцев, комментируя заявления об ограничении рекламы пива, замечает, что сегодня продвижение слабоалкогольных напитков, рассчитанных на молодежь, отвлекает последнюю от крепких деликатесов.

Однако у производителей пива нашлись и ярые противники помимо конкурентов с водочного фронта. Теперь уже в статистике случаев чрезмерного употребления пива находят угрожающую тенденцию, точно так же, как когда-то в водке. Не случайно еще три года назад столичная власть пыталась законодательно запретить продажу пива лицам младше 18 лет. Еще раньше, в 2000 году, эту тему обсуждали на открытых слушаниях по вопросам наркомании в Комитете по безопасности Государственной думы.

Правда, владельцы питерских баров бьются об заклад, что и без появления подобных законопроектов в заведения малолетки не допускаются. Неужели за нравственными терзаниями депутатов стоит "водочное лобби"? В этом, например, уверен руководитель пресс-службы пивоваренной компании "Балтика" Алексей Кедрин. Он открыто предполагает, что вслед за популистскими указами парламентарии попытаются протащить нечто, выгодное водочным магнатам.

Проблема законотворчества не исчерпывается противостоянием пива и водки. Неумелое желание отрегулировать процесс реализации слабоалкогольных напитков рискует встретить противодействие со стороны отечественного шоу-бизнеса. Не секрет, что основными спонсорами различных молодежных фестивалей являются все те же пивоваренные компании. Кстати, именно этот аргумент выдвигался в Госдуме в свое время "любителями пива", среди которых был замечен и петербуржец Григорий Томчин. А еще пивные единомышленники из числа думцев ссылались на то, что нападки на производителей обернутся резким сокращением спортивных мероприятий, чьими спонсорами опять-таки выступают пивовары. Они закачивают миллионы в поддержку олимпийцев и, разумеется, желают извлекать из этого прибыль. Что получается? Прощай, "Балтика" - долой футбол! Конечно, вряд ли дойдет до такого, тем не менее пояса и спортсменам, и зрителям придется затянуть потуже.

Совершенно иную точку зрения высказал директор по связям с общественностью комбината им. Степана Разина Владимир Гронский. Он убежден, производителям введение запрета на продажу их продукции определенной части потребителей - что комариный укус. И на спонсорской помощи концертным и спортивным мероприятиям расшаркивание думцев никак не скажется. Мнение, что пивняки оказывают помощь в проведении того или иного действа только потому, что там же они могут "отбить" вливания продажей своей продукции, - народный миф. Тот же "Степан Разин", финансируя гандбольный клуб, не ставит задачи споить своим пивом спортсменов. Или, например, совершенно спокойно оказывает помощь филармонии, где публика вообще к ячменному напитку равнодушна.

В таком случае, за что боролись, товарищи? Где практическая польза от планируемого запрета, кроме деклараций о непристойном поведении пьющих юнцов? Тот же Александр Вайванцев не видит в будущем запрете никакого смысла. Не будет же, в конце концов, продавец спрашивать паспорт у каждого верзилы, который на две головы перерос своего папаню. Еще более жестко высказался Георгий Зазулин, начальник отдела Комитета по вопросам законности и правопорядка и безопасности администрации Санкт-Петербурга. Безусловно, по его мнению, появление такого закона можно только приветствовать, если бы жизнь российская строилась именно на законах, а не "по понятиям". У нас и действующие нормы не выполняются, не то что планируемые к применению. Например, размышляет Георгий Васильевич, запрет на штучную продажу сигарет. Как продавали - так и продают. Проверять и пресекать нарушения невозможно, так как наказание пока нигде не определено. С запретом продажи пива тинейджерам может произойти то же самое.

Действительно, никаких санкций за невыполнение пивного законопроекта не предусмотрено. Если только подвергнуть продавцов и малолетних алкоголиков публичному остракизму. Лет пять пройдет, пока следующий депутатский созыв пролоббирует появление, например, в Кодексе об административных нарушениях соответствующей статьи. А пока - продавай пиво хоть дошкольнику. Между прочим, особо ленивые родители уже посылают малолетних чад сбегать к ларьку за бутылочкой.

- Вот если бы депутаты Госдумы параллельно поставили вопрос об ответственности за продажу пива лицам моложе 18 лет, тогда процесс имел бы смысл, - говорит Георгий Зазулин. - Взяли бы 17-летнего подростка и вперед, на контрольную закупку. Продали юнцу хмельной напиток - получайте штраф, лишайтесь лицензии или имейте любые другие неприятности, предусмотренные законодательством.

Пока же попытка законотворцев накинуть "узду" на юных алкашей обернулась очередным словоблудием. Эх, нас бы туда...

Версия Павла Луспекаева

Государственная дума  »
Юридические статьи »
Читайте также