Александр Починок: Концепция льготного государства бессмысленна

Завтра в России повышаются пенсии — на 131 рубль. Тем не менее большинство пенсионеров отнеслись к этому сообщению с сарказмом, полагая, что прибавка небольшая с учетом роста цен на товары и различные услуги.

Как выжить в этих условиях пенсионерам и тем, кто имеет небольшие доходы? Какой сюрприз преподнесет социальной сфере бюджет 2004 года, предварительная верстка которого уже началась? На эти и другие вопросы "Времени МН" отвечает министр труда и социального развития Александр Починок.

— Александр Петрович, чем обосновано повышение пенсий с 1 августа и на что еще могут рассчитывать пенсионеры в этом году?

— Напомню, в соответствии с законом мы повышаем пенсии несколько раз в году. Во-первых, это происходит в том случае, если инфляция превышает за календарный период 6%. И второе повышение пенсий, которое бывает, как правило, раз в году, происходит по итогам финансового года Пенсионного фонда. Таким образом, увеличение базовой части пенсии (сейчас она составляет 581 руб. — Прим. ред.) компенсирует рост цен тем, кто получает только социальные пенсии. А увеличение страховой части пенсии одновременно компенсирует рост цен и распределяет дополнительно доходы Пенсионного фонда.

В этом году уже звучали упреки, мол, почему было такое маленькое февральское повышение. Отвечаю — тогда увеличивалась лишь базовая часть пенсии.

Повышение пенсий с 1 августа связано с уровнем инфляции в стране. Сначала повышение планировалось на 7,3%, но у Пенсионного фонда оказалось чуть больше денег: в стране росла зарплата, соответственно росли отчисления взносов в ПФ. Именно поэтому было принято решение поднять пенсии на 8%.

Если говорить о дальнейшем повышении, то нужно ориентироваться на несколько факторов: если инфляция превысит 6%, если поднимется уровень минимальной оплаты труда, потому что размер базовой пенсии реагирует на МРОТ. И, наконец, нужно ждать окончания финансового 2003 года, итоги по которому будут подведены в начале следующего года.

— И все-таки каков будет с 1 августа средний размер пенсий?

— Пенсия повысится на 131 рубль, и средняя пенсия по старости составит 1 тыс. 890 руб. Пенсия выше 2 тыс. руб. будет только в Москве, правительство столицы оказывает пенсионерам дополнительную помощь в виде прибавки к пенсиям.

Но наша задача, чтобы средняя пенсия по стране все-таки оставалась хотя бы немного выше, чем прожиточный минимум по регионам. К сожалению, размер социальной пенсии, которую получают неработающие пенсионеры, меньше, чем пенсия у работающих. Это связано с тем, что зачастую гражданин получает базовую пенсию с маленькими доплатами к ней. Мы старались с 2002 г. поднять социальные пенсии. Но я признаю, что этого недостаточно.

И вторая проблема связана с пенсиями северян. Конечно, у них пенсия выше, чем в среднем по стране. Но это лукавые цифры. Ведь пенсия у северян намного ниже, чем средняя зарплата во многих северных городах.

— От чего зависят сроки возможного увеличения пенсий северянам? От увеличения бюджета Пенсионного фонда страны?

— Для решения этой проблемы нужно принимать соответствующий закон по пенсиям северян. Сейчас такой документ находится в Госдуме. И я надеюсь, что законопроект будет принят этой осенью. По нашим подсчетам, на финансирование северных пенсий потребуется около 7 млрд руб.

— Недавно президент Владимир Путин заявил, что "страна не может называться процветающей, если значительное количество граждан этой страны борются с бедностью". На ваш взгляд, России удастся хотя бы немного справиться с этим явлением?

— Количество бедных в России за последние несколько лет сократилось на 12 млн человек, хотя, конечно, то, что в нашей стране, где четверть населения очень бедные люди, это ужасно. В реальности цифры несколько лучше, чем дает статистика. Потому что заработная плата — это 40% доходов россиян, и граждане тратят денег гораздо больше, чем они официально зарабатывают. Но мы не должны акцентировать внимание на этом. Более того, Россия полноправный член стран большой "восьмерки". А руководители крупнейших государств ставят задачу, чтобы ежедневный доход граждан во всех странах составлял минимум 1,5 — 2 доллара. Естественно, Россия тоже должна добиваться этого.

Как бороться с бедностью? Я полагаю, что нужно увеличивать заработную плату, давать возможность гражданам получить работу. За последние годы зарплата в России поднялась более чем на 20%. Это приличный рост, который стимулирует рост уровня доходов россиян. В начале 2003 г. повышение реальных доходов составило 14%, за 2002 г. — 9%.

Москва резко отличается от других городов и областей по уровню дохода на душу населения: 17 тыс. 300 руб. — уже основательный доход, который, отмечу, средний по стране. И эти данные по Москве вызывают еще одну проблему — как прожить в столице пенсионерам и бюджетникам.

Поэтому наша задача — искать федеральные средства на увеличение зарплат бюджетникам и пенсий. Далее — должно быть очень рачительное отношение к бюджетным деньгам. Чем больше будет экономия на непроизводительных расходах бюджета, тем больше средств можно направлять в социальную сферу.

— Но ведь повышение зарплаты от самого гражданина мало зависит?

— На мой взгляд, это не так. Это зависит прежде всего от человека, как ни парадоксально это звучит. Мы привыкли к тому, что государство должно платить пособия, принимать за граждан решения. Не случайно же мы имели такую социальную систему, в которой насчитывалось 102 млн льготников. Сейчас это число уменьшилось, поскольку часть льгот для военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов была заменена деньгами в виде адресной помощи. Тем не менее концепция льготного государства бессмысленна.

Вы спрашиваете, как повысить зарплату? Работать лучше и параллельно с этим не забывать, что по Трудовому кодексу работники могут и должны заключать с руководством предприятия трудовой договор, в котором необходимо четко прописать все ваши права, начиная с рабочих часов, графика отпусков и заканчивая наличием мыла в туалетных комнатах. И тогда инспекции по труду, в случае конфликтной ситуации с работодателем, будет чем апеллировать при защите прав работников. Я не сомневаюсь, что в ответ на это предложение многие граждане воскликнут: мол, мы не умеем заключать договоры! Но ведь никто, кроме вас самих, этого не сделает! А за помощью можно обратиться, например, к профсоюзам, адвокатам, независимым экспертам.

— И все-таки по инициативе Минтруда в 2004 г. следует ожидать сокращение льготников?

— Сокращение льготников не нужно понимать в прямом смысле так, как будто мы хотим отобрать что-то у людей. Смысл этих предложений в другом — необходимо изменить систему финансирования социальной сферы. На самом деле мы понимаем, что льготами пользуется не самая бедная часть населения, бедные получают лишь пятую часть нынешних льгот. Поэтому нужно внедрить не только справедливый механизм распределения денег, но и изменить сам механизм финансирования.

Сейчас федеральные деньги распределяются по государственным предприятиям. Почему? На мой взгляд, нужно сделать проще: объявлять конкурс на оказание социальных услуг, предоставление помощи престарелым и инвалидам. И если этот конкурс выиграет не государственная компания, а коммерческая, пожалуйста! Я уверен, что при такой системе мы сэкономим федеральные деньги, которые останутся в той же социальной сфере.

— Предложение о проведении подобных конкурсов на оказание социальных услуг уже направлено в правительство?

— Изменение системы финансирования социальной сферы — непростая задача, требующая изменения в законодательстве. Наши предложения уже обсуждаются в министерствах, ведомствах, активно работают Минфин, МЭРТ. Я думаю, что необходимые документы будут приняты в этом году. И с 2004 г. мы начнем финансировать социальную сферу по-новому.

— А какова будет схема распределения бюджетных денег на "социалку"? Не получится ли так, что эти средства неожиданно потеряются или их недосчитаются в компаниях?

— Бюджетные деньги на социальную сферу предполагается распределять строго по направлениям расходов и в соответствии с нормативами. Поясню: например, в Москве живет определенное количество инвалидов и престарелых, нуждающихся в помощи на дому. Стоимость расходов на одного человека умножаем на это количество, и получается необходимая сумма. Именно эту сумму выставляем на конкурс по оказанию социальной помощи гражданам. Соответственно между собой начинают конкурировать государственные службы социальной защиты, неправительственные организации, коммерческие службы по доставке товаров и другие. Не исключено, что именно последние предложат лучшие условия. Да, им придется отчитываться перед налоговыми органами, строго соблюдать определенные требования, но у компаний появится возможность конкурировать с закостенелой системой, которая существует сейчас. Да и сама социальная система получит импульс: во-первых, будет новый подход в виде проведения конкурсов, во-вторых, граждане смогут больше зарабатывать за счет объема работы. А государству придется платить тем, кто будет реализовывать социальные программы меньше, чем сейчас, это точно!

— В этом случае возможное снижение единого социального налога как-то повлияет на проведение социальных программ? Уже есть опасения, что их число значительно уменьшится, какой бы ни был механизм распределения средств.

— Нет вопросов, что ЕСН должен в перспективе снижаться! Но этого нельзя делать бездумно, поскольку от величины ЕСН зависят поступления средств в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования.

Если снижать ЕСН, то, на мой взгляд, предприятия и организации должны выходить из государственной системы. Тогда налоговая нагрузка для них существенно уменьшается. Каким образом? Если работодатель страхует своих сотрудников в страховой компании, ему должны предоставить более льготный тариф на оказание услуг.

Более того, работодателям неразумно навязывать те страховые условия, которые "штампуются" в полисах обязательного медицинского и социального страхования. Например, система социального страхования не в полной мере компенсирует женщине финансовые потери, когда она уходит в декретный отпуск. А ведь работодатель по своему усмотрению может повысить размер компенсации. Почему бы нет?

Второй момент — необходимо увеличивать долю средств, поступающих на накопительные пенсионные счета граждан. И третье — мы должны добиться более льготных условий для организаций, отчисляющих средства на пенсионные счета граждан. Например, в Америке — и это правильно — граждане не платят налог, когда не отчисляют средства на накопительные пенсионные счета.

Таким образом, ЕСН должен быть демонтирован, с него необходимо снять неналоговые нагрузки. Поскольку социальное и медицинское страхование — это не налоги, а система страхования, она должна быть обеспечена страховыми платежами. Только в этом случае можно снижать ставку ЕСН.

— Но ведь выйти за определенные рамки смогут, наверно только частные организации, имея возможности предоставить более выгодные социальные контракты своим работникам?

— Это так. Но я полагаю, что количество бюджетных организаций должно существенно сократиться. Например, как быть вузу, который может зарабатывать деньги за счет дополнительных услуг? Сейчас вуз формально должен отдать все заработанные средства государству. А вот если он приобретет статус некоммерческой организации, но, подчеркиваю, с сохранением бюджетного финансирования и даже увеличения госсредств на количество бесплатных мест для учащихся, тогда финансовых возможностей у вуза появится намного больше, чем сейчас. Ведь государство в этом случае не вправе будет забирать заработанные некоммерческой организацией деньги.

— И все-таки, если не будет внедрена та схема по снижению единого социального налога, о который вы говорите, или что-то аналогичное, то социальные программы в будущем неизбежно сократятся?

— Я очень боюсь этого. В Пенсионном фонде должно быть достаточно денег, чтобы выплачивать пенсии. Все разговоры о том, что там есть лишние деньги, это не совсем так. В ПФ по крайней мере должен быть запас средств на месяц вперед, чтобы не было сбоев по выплате пенсий. И бюджеты фондов социального и медицинского страхования сейчас на пределе, там скорее не хватает денег, чем есть избыточные. Поэтому снижать ЕСН со следующего года невозможно.

— В бюджете 2004 года пока не заложены средства на повышение зарплат бюджетникам, помимо предусмотренного повышения на 30% с 1 октября 2003 г. И профсоюзы уже заявили о проведении акции протеста этой осенью. Назревающий конфликт удастся разрешить?

— Я понимаю позицию вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, который должен сбалансировать бюджет, не выходя за определенные рамки. Тем не менее в части оплаты труда я с ним не совсем согласен. Хотя бы в конце 2004 г. нужно найти средства на увеличение зарплат врачам, учителям по очень простой причине: зарплата бюджетников сильно отстает от средней зарплаты в промышленности по стране. Да, увеличение зарплаты с 1 октября 2003 г. частично компенсирует рост цен за прошедший период, но ведь не за будущий год. Так что этот вопрос еще предстоит обсуждать во время верстки бюджета на следующий год.

— Говорят, что реформирование системы оплаты труда реально можно начать только с новым правительством и новой Думой?

— Моя задача — подготовить реформу сейчас. Если мы вспомним суть разногласий, которые были вокруг отраслевых систем, то мы увидим, что на самом деле возражений по существу самих систем не было. Профсоюзы хотели больше гарантий от правительства, и это правильно. В проекте закона о реформировании системы оплаты труда этот момент уже учтен. Профсоюзы хотели, чтобы большее повышение заработной платы касалось минимальных разрядов тарифной сетки оплаты труда, и к 1 октября это будет сделано.

Минтруда подготовило уже новые варианты отраслевых тарифных сеток оплаты труда. И замечаний со стороны министерств и ведомств (по названиям должностей, по разрядам) практически нет. Но реформу нужно проводить в тот момент, когда появятся ресурсы прежде всего не у федерального бюджета, а у региональных бюджетов.

— Насколько велика задолженность по зарплате бюджетникам?

По федеральному бюджету задолженности нет. По региональным, к сожалению, ежемесячная задолженность составляет больше 3,5 млрд руб. Стабильно 52 — 56 территорий не задерживают выплаты зарплат. Сейчас ситуация достаточно тяжелая в Кировской и Иркутской областях. Но это проблема самих регионов. Правительство приняло решение направить в Кировскую область дополнительные деньги. Причем этих средств достаточно, чтобы предотвратить там кризис. А дальше все будет зависеть от руководства области.

— Повышение размера минимальной оплаты труда с 1 октября 2003 г. с 450 до 600 рублей заложено в бюджете на следующий год? Все-таки Совет Федерации пока отклонил это предложение.

— Я думаю, что закон будет принят осенью, и с 1 октября 2003 г. он вступит в действие. Спорные моменты предполагается урегулировать на заседании Совета Федерации в сентябре. В бюджете на 2004 г. деньги на повышенный МРОТ предусмотрены.

— Известно, что Министерство экономического развития в рамках административной реформы про-водит оценку избыточных функций министерств и ведомств (речь о сокращении штатов сотрудников пока не идет, это второй этап административной реформы). Минтруда получило рекомендации на этот счет?

— МЭРТ уже выявил у нас избыточные функции, но я думаю, Минтруда подготовит дополнительные предложения. Правда, речь идет не о том, чтобы убрать у Минтруда элементарные функции, а чтобы их передать саморегулирующим организациям. Хотя понятно, что государство, например, никогда не прекратит регулировать правила техники безопасности, санитарии. А вот все остальное, например, как должна выглядеть наружная реклама или одежда работников, каков рабочий график у сотрудников, — эти вопросы государство решать не должно. В конце концов, Минтруда может подготовить нормативные акты, чтобы не возникало спорных вопросов.

— Вы получали предложения от какой-либо политической партии поддержать ее на предстоящих выборах?

— С начала 90-х годов я член СПС, и уходить из этой партии не собираюсь. Видимо, на эти выборы я не пойду, поскольку тут дело чести — нужно довести работу над Социальным кодексом до конца. Необходимо провести реформу социальной сферы, завершить работу над Трудовым кодексом, в общем, я должен закончить ту работу, из-за которой пришел в Минтруда. А будучи депутатом, это сделать гораздо сложнее. Отмечу, я четко соблюдаю закон о госслужбе и приостановил свое членство в СПС. Поэтому ни в коей мере не могу и не буду вмешиваться в избирательную кампанию этой партии.

Беседовала Оксана Карпова,

Между тем

С 1 августа по решению правительства Москвы на 70 руб. будут повышены пенсии неработающим пенсионерам, проживающим в столице. А с 1 ноября, сообщает Интерфакс, городские доплаты к пенсиям увеличатся еще на 100 рублей.

А власти Подмосковья приняли решение освободить от квартплаты пенсионеров, у которых размер пенсии ниже прожиточного минимума, установленного в области, то есть менее 1623 рублей.

С 1 октября, заявила ПРАЙМ-ТАСС полпред президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Валентина Матвиенко, прибавку к пенсии в размере 300 рублей получат все пенсионеры, достигшие 75-летнего возраста.

За пенсиями присмотрит новый Совет  »
Юридические статьи »
Читайте также