Михаил Зурабов: Копи пенсию смолоду

Как будут расти пенсии у нынешних и будущих пенсионеров

- Михаил Юрьевич, если оглянуться назад, то год 2002-й, первый год, когда вступило в силу новое пенсионное законодательство, начался для многих пенсионеров очень даже неплохо. Достаточно вспомнить о значительной прибавке, которую получили 1 января прошлого года работающие пенсионеры. Плюс в феврале были проиндексированы пенсии всем, без исключения. Таким образом, на старте реформа, которая проводится, вообще-то ради будущих поколений, дала немало и пенсионерам нынешним. В этом году получилось иначе - февральская 6-процентная прибавка только к базовой пенсии, обернувшаяся для пенсионеров лишь реальными 30 рублями, вызвала негативный резонанс в обществе, люди посчитали, что их обманули. Что все-таки произошло?

- Надо сказать, что и до начала реформы пенсия индексировалась различными путями. Бывали случаи, когда увеличивался только минимальный уровень пенсии. В марте 2001 года указом Президента Российской Федерации минимальный размер совокупной пенсионной выплаты был установлен на уровне 600 рублей. В тот момент тем, у кого пенсия была выше минимальной, ее повышение не производилось.

Другой пример. В мае 2001 года был увеличен предельный размер заработной платы, учитываемой при назначении пенсии. Соотношение зарплаты, с которой человек уходил на пенсию, и средней зарплаты по стране наконец достигло заложенного в законодательстве значения 1,2. И тогда прибавку получили опять-таки не все пенсионеры, а только те, у которых в свое время при назначении пенсии зарплата была недооценена.

Следовательно, утверждать, что прежние повышения пенсий были подчинены понятной пенсионерам логике, было бы неправильно. Эта недосказанность и явилась одной из причин, побудивших модифицировать в новом законодательстве порядок индексации пенсий.

Пенсионная система призвана решить две задачи: социального обеспечения и социального страхования. Выплата базовой пенсии - это реализация пенсионной системой функции социального обеспечения. Ее размер не зависит от заработка, который пенсионер имел в процессе трудовой деятельности. Достаточно 5 лет страхового стажа - и при достижении пенсионного возраста гражданин приобретает право на получение базовой пенсии. В законодательстве присутствуют два ориентира: во-первых, размер базовой пенсии должен соответствовать минимальному уровню оплаты труда, а во-вторых, должен поэтапно приближаться к величине прожиточного минимума пенсионера.

Базовая пенсия увеличивается по мере роста цен с тем, чтобы ее покупательная способность не снижалась. Индексация базовой пенсии производится всякий раз, когда рост цен (или инфляция, которую определяет Госкомстат РФ) превышает 6 процентов. Кроме того, и размер базовой пенсии может увеличиваться путем установления ее размера отдельным федеральным законом. И в этом случае ее рост будет зависеть не от роста цен, а от роста минимальной заработной платы в стране или от того, какое соотношение между размером базовой пенсии и величиной прожиточного минимума законодатель определит в качестве оптимального. В федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда на текущий год предусмотрено увеличение базовой пенсии с 1 февраля на 6 процентов. В случае если бы рост цен за вторую половину прошлого года составил 6 процентов или больше, то одновременно с перерасчетом базовой была бы повышена и страховая часть пенсии. Однако инфляция, по данным Госкомстата РФ, была равна 5,6 процента, основания для увеличения страховой части пенсии отсутствовали. Вместе с тем отказаться от повышения базовой пенсии с 1 февраля Правительство не имело права, так как размер ее увеличения был определен законами о федеральном бюджете и бюджете ПФ и не зависел от того, достигнет или нет инфляция уровня 6 процентов.

- Уже объявлено, что в апреле страховая часть пенсии возрастет на 12,6 процента, а с учетом шести февральских процентов общий размер пенсии возрастет в среднем на 10,2 процента. Откуда взялась эта величина прибавки?

- Это действительно так. Самое время дать пояснения, как индексируется страховая часть пенсии. В пенсионной системе выплата этой части пенсии несет функцию социального страхования и целиком зависит от зарплаты пенсионера, от размера средств, поступивших за годы трудовой деятельности на его индивидуальный счет в Пенсионном фонде в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Рост доходов ПФ отражает рост средней заработной платы в стране и свидетельствует о возможности увеличения страховой части пенсии сегодняшним пенсионерам. За 2002 год доходы ПФ возросли по сравнению с 2001 годом на 30,7 процента. Это и является основанием для индексации страховой части пенсий по итогам прошлого года - на 30,7 процента. Но под окончательный перерасчет принимается не 30,7, а только 12,6 процента. Почему? Причина в том, что в 2002 году в феврале и в августе пенсионная система "авансом" уже увеличила страховую часть пенсий на 6,5 и 9 процентов, и величину этих повышений при окончательном расчете следует исключить из 30,7 процента.

Итак, пенсия состоит из двух частей: базовой, за размер которой отвечает федеральный бюджет, и страховой, которая финансируется за счет средств ПФ и зависит от роста его доходов. С началом реформы в прошлом году были пересчитаны пенсии, причем не только работающим пенсионерам, но и многим другим категориям, и весьма существенно - прибавку получили 12-13 миллионов человек. А с 1 февраля на 6,5 процента были проиндексированы и базовая, и страховая части пенсий. То же самое произошло и в августе. Пенсионеры не имели возможности осознать, что их пенсия складывается теперь из двух частей - базовой и страховой, и не поняли, что расти эти части могут независимо друг от друга. Поэтому случившееся в нынешнем феврале стало для них неприятной неожиданностью.

Наша вина в том, что пенсионеров плохо проинформировали, не объяснили вовремя, что у них ничего не отнимают и с 1 апреля положенную прибавку - в среднем 135 рублей - они обязательно получат.

- А как вы оцениваете 30-процентный рост доходов Пенсионного фонда в прошлом году?

- Это неплохой показатель. Не только потому, что это дало возможность увеличить пенсии почти на треть, но и потому, что пенсионные капиталы работающих пенсионеров также возросли на 30,7 процента. Представим себе, что ваш работодатель не заплатил взносы в Пенсионный фонд, а выдал вам зарплату неким "серым" способом и вы эти деньги отнесли в банк, чтобы сохранить и приумножить. Сколько заплатит за год самый надежный банк по самому выгодному вкладу? Примерно 13,5 процента на сегодняшний день. А Пенсионный фонд - более 30 процентов годовых.

Это - ощутимый результат для пенсионной реформы. Не случайно, когда реформа только планировалась, мы не уставали повторять: пенсии зависят от того, как быстро растет зарплата в стране. Если и работающим докажем, что каждый рубль, вложенный в пенсионную систему, принесет 25-30 процентов годовых, то повысим их заинтересованность в уплате взносов, в легализации заработков. А если отчисления в Пенсионный фонд увеличатся, то и текущие пенсии будут индексироваться в большем объеме. Это один из ключевых моментов реформы.

- Как будут повышаться пенсии в нынешнем году?

- Прежде всего дождемся данных Госкомстата о темпах инфляции за первый квартал. Если инфляция превысит 6 процентов, то по закону обязана будет "отдать" эти 6 процентов пенсионерам, проиндексировав их пенсии. Если выяснится, что инфляция не превысила 6 процентов, то, можно ожидать, этот порог будет перекрыт за полугодие. Тогда в очередной раз индексировать пенсии будем в августе. Полагаю, что увеличение составит 6-7 процентов. А еще в планах - повышение базовой пенсии до 600 рублей одновременно с установлением МРОТ на уровне 600 рублей, что, как ожидается, произойдет с 1 октября. Сразу оговорюсь, возможна весьма незначительная прибавка, поэтому о ней говорить, как об индексации, не будем, уже научены горьким февральским опытом. Назовем это техническим перерасчетом. В целом же, по нашим расчетам, в течение года пенсии в среднем повысятся на 265 рублей.

- Как это согласуется с вашими же словами о том, что пенсии у нас низкие, их повышение должно опережать уровень инфляции?

- Какой была инфляция в прошлом году? Чуть более 16 процентов. А пенсии выросли более чем на 28 процентов. И в этом году та же тенденция сохранится. Пенсии будут увеличиваться так же, как растет зарплата. А рост зарплаты в стране опережает инфляцию.

- А если по итогам первого квартала инфляция все-таки превысит 6 процентов, соответствующее повышение прибавится к 12,6 процента?

- Да, это повышение сплюсуется с апрельской индексацией страховой части пенсии.

- Совет Федерации недавно отклонил законопроект, который предполагал подкорректировать стажи. Недовольство многих групп пенсионеров известно. Вы в своем выступлении в СФ сказали, что в принципе проблема есть и даже, возможно, каким-то образом будет корректироваться закон.

- Проблема невысоких пенсий на Севере нами осознается. И готовится соответствующее решение. Но не такое, которое предлагалось в отклоненном законопроекте. Поясню свою позицию. В дореформенный период расчет пенсии осуществлялся с учетом стажа работы. Применялся так называемый стажевый коэффициент, который зависел от периода вашей трудовой и в некоторых случаях другой общественно-полезной деятельности (например, срочная служба в армии или отпуск по уходу за ребенком). Помимо этого, размер пенсии зависел и от зарплаты.

Представьте себе, что вы получили право на дополнительный год, включающийся в стаж для исчисления пенсии, например в связи со службой в Вооруженных Cилах. Вы выходите на пенсию с заработной платой 2000 рублей. У вас был товарищ, который служил в той же самой роте, лежал на соседней койке, который впоследствии работал на более скромной должности, чем вы, и зарплата у него перед выходом на пенсию - 600 рублей. Так вот прибавка из-за этого дополнительного года для вас будет в три с лишним раза больше, чем у него. С какой стати? Он что, служил хуже вас? Может быть, в дальнейшем вы лучше и успешнее работали, судя по вашей зарплате, но ко времени вашей с ним службы это никакого отношения не имеет. Увеличивать пенсии по такому принципу - это методологический тупик.

Стоимость страхового года должна быть определена в одинаковом для всех случаев размере. И такая возможность согласно пенсионному законодательству имеется. В первую очередь в отношении стоимости страхового года для лиц, проходящих службу по призыву, для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Конкретное значение должно определить Правительство РФ, и сейчас такая работа проводится. В дальнейшем можно ставить вопрос о том, как учитывать нестраховые периоды в прошлом. Как вариант расчета возможно умножать стоимость одного страхового года на количество лет, которые будут определены как периоды, за которые должно заплатить государство, и затем просуммировать полученный результат с имеющимся пенсионным капиталом. В отклоненном же законопроекте предлагалось увеличивать пенсии, включая нестраховые периоды в стаж для расчета пенсии. Это нереально, подобные подходы уже в прошлом. По новому законодательству размер пенсии зависит не от стажа, а от сумм поступивших взносов, отчисленных с заработков будущего пенсионера в Пенсионный фонд.

- Значит, стоимость страхового года будет одинаковой для всех групп пенсионеров?

- Полагаю, что это должна быть одна величина.

- Вы говорили, что сразу принять решение по всем спорным группам не получится.

- Представим: принимается решение, что время учебы включается в перечень периодов, оплачиваемых при назначении пенсий. В таком случае сразу же возникает необходимость определиться: кто заплатит за нынешних студентов? В настоящий момент за них никто отчислений в Пенсионный фонд не делает. И начать увеличивать расчетный пенсионный капитал тем, кто окончил учебные заведения в прошлом, не ответив на вопрос, что делать с теми, кто сейчас учится, неправильно. Должен быть единый подход в отношении тех, кто уже на пенсии, и тех, кто еще учится или работает.

Еще пример. Необходимо увеличить пенсию женщинам, которые находились с мужьями- военнослужащими и не могли в тот период устроиться на работу из-за ее отсутствия. Согласились. Такие случаи имеют место. Но сходные ситуации имеют место и сейчас. Принимайте решение, предусматривайте в бюджетах соответствующих министерств необходимые средства, направляйте их в ПФ, и одновременно рассмотрим вопрос, как быть с аналогичными проблемами в прошлом.

По женщинам-матерям и военнослужащим срочной службы вопрос имеет шансы быть решенным. Что касается остальных категорий, считаю, надо отказаться от популизма, сесть за стол переговоров, просчитать и договориться, что можем сделать, а что нет. И ради того, чтобы у избирателей возникло ощущение, что никто не забыт. И потому, что страна - в предвыборной горячке, обсудить все вопросы по существу и договориться о путях их решения необходимо.

- А северяне?

- Северяне в приоритете. В отношении этой категории следует отрегулировать вопросы учета, во-первых, стажа, а во-вторых, особенностей проживания на Севере. Первый вопрос может быть решен посредством издания соответствующего постановления Правительства. Что же касается второго, то в этом случае необходимо законодательное решение. Концепция такого законопроекта уже обсуждалась и в Государственной Думе с представителями центристских фракций, в Совете Федерации и в Правительстве. Суть в том, чтобы исчислять для тех пенсионеров, которые проживают на Севере, базовую пенсию с учетом районного коэффициента.

- А страховая часть пенсии? На нее никакие северные коэффициенты распространяться не будут?

- Конечно, не должны. В этом есть своя логика. Размер страховой части пенсии у каждого - свой, индивидуальный, зависящий от заработка. При применении северного коэффициента к страховой части у одного прибавка составит, к примеру, 110 рублей, а у другого - только десять, поскольку у одного был высокий заработок, а у другого - низкий. А живут-то они в соседних квартирах в одном и том же городе, у них одинаковые проблемы, связанные с климатом, полярной ночью и дороговизной продуктов в магазинах. Так что если говорить о прибавке к пенсии, которая обусловлена природными условиями проживания, то она должна быть одинаковой.

- От проблем пенсионеров нынешних я предлагаю перейти к вопросам пенсионеров будущих. Вот письмо из Иркутской области, от учителей. Они получили уведомление из местного управления ПФ. Им сообщили, что хотя деньги из их зарплаты ежемесячно удерживались, но весь прошлый год по вине Управления образования средства в ПФ не поступали и "оснований для перерасчета страховой части их пенсий нет, так как расчетный пенсионный капитал в сторону увеличения не изменился". А теперь вопрос: кто виноват и что делать работнику, если работодатель не выполняет по отношению к нему своих элементарных обязанностей? Причем, обратите внимание, не частник, а работодатель-государство.

- Что делать? Делать то же самое, что вы делаете, когда работодатель не выплачивает вам зарплату: обратиться в трудовую инспекцию, в налоговые органы, в судебные инстанции. Сидеть и ждать, когда все урегулируется само собой, бессмысленно. Ведь посмотрите, мы привыкли, что всегда все кто-то решает за нас с вами. Многие получают в кассе ежемесячную зарплату и не знают, из чего складывается эта сумма, не проверяют, не интересуются. Любопытно, какова будет реакция некоторых, когда в июне по всей стране начнется рассылка работающим извещений, какая сумма на пенсионный счет поступила от работодателя. Полагаю, кое-кто призадумается, получать ли ему по-прежнему зарплату в конверте, если в будущем, к пенсии, его ждет перспектива остаться с минимумом.

Впрочем, с бюджетниками ситуация сложнее. Работодатель у тех же иркутских учителей - муниципалитет. У него могут быть задолженности не только по заработной плате, но по коммунальным и другим платежам. Глава муниципалитета или директор школы согласен заплатить зарплату, но не может это сделать в отношении единого социального налога и страховых взносов, поскольку существует определенная законом очередность платежей.

- Авторы того иркутского письма пытались получить всю зарплату на руки и самостоятельно заплатить взносы, но им отказали...

- Уже ведется работа над поправками в законодательство, которые давали бы право застрахованным в пенсионной системе добровольно вносить взносы в дополнение к тому, что уплачивает работодатель.

- Вы все время говорите об ответственности самого человека за свое будущее, за то, какой будет его пенсия. Это - одна сторона. А о другой стороне - возможности участия в пенсионном страховании негосударственных финансовых институтов - говорилось совсем недавно на очередной тематической конференции. Прозвучал довольно пессимистичный вывод: рынок негосударственного пенсионного страхования пока в зачаточном состоянии, вкладывать средства некуда, гарантировать населению их сохранность проблематично... Между тем уже скоро мы все получим право перевести свои накопления из государственного ПФ в негосударственный сектор. Зачем вообще нужна эта возможность, если ни люди не готовы, ни рынок не готов?

- Считаю совершенно нормальной ситуацию, когда при проведении серьезных структурных преобразований, в частности в системе социального страхования, не удается синхронизировать готовность различных элементов системы так, чтобы все они заработали одновременно. Темпы реформы рассчитаны так, что суммы отчислений, поступающие на индивидуальный счет гражданина, значительными за один год не станут. Предполагается, что человек уже совсем скоро сможет воспользоваться правом перевести эти средства в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию, понимая, для чего он это делает и кто его финансовый поверенный в управлении его пенсионными накоплениями. То, что этим правом гражданин воспользуется не немедленно, а через год, два, три, - в этом ничего противоречащего логике пенсионной реформы нет.

Темпы реформы зависят не только от того, как быстро приняты законы (в первую очередь касающиеся введения принципиально нового элемента пенсионной системы - накопительного). Эти темпы зависят от того, насколько быстро граждане будут готовы воспользоваться теми правами, которые им предоставляет новое пенсионное законодательство. Собственно, суть пенсионной реформы - в этой реформе сознания.

Реформу нельзя провести через силу - предложить завтра всем: забирайте свои пенсионные накопления и уходите. Каждый будет иметь полное право спросить: а где рынок, который сохранит и преумножит мои сбережения? Никто не предлагает человеку мучиться этим вопросом. Предлагается иное. Сегодняшние резервы Пенсионного фонда - это сигнал для тех, кто заинтересован в привлечении долгосрочных финансовых ресурсов. Для получения доступа к ним финансовые круги должны сделать то, что до недавнего времени не все хотели делать. А именно: обеспечить такую прозрачность собственного бизнеса, такую его привлекательность, которая позволила бы населению поверить и в то, что их инвестиции будут сохранены, и в то, что доходы будут выше, чем предлагаемые на сегодняшний день государством.

Хуже было бы по-другому. Если бы работающего гражданина наделили этими средствами и в условиях, когда рынок еще не подготовлен, вынудили бы производить инвестирование так, как это было несколько раз в нашей недавней истории.

Государство предполагает действовать иначе. До тех пор, пока вы не решили, что с вашими пенсионными сбережениями делать, ответственность за их сохранность лежит на государстве. Как только вы примете решение, как с ними поступить, ваше поручение будет выполнено. Но имейте в виду, что вы принимаете на себя и риски, связанные с инвестированием пенсионных накоплений. Если вы не специалист и не знаете, как лучше поступить, не надо торопиться. Государство готово в этом случае взять решение и ответственность на себя, оно предлагает свои услуги, но не навязывает их.

Законодатель наделил работающего гражданина правом выбора, с одной стороны, услуг государства на пенсионном сегменте финансового рынка, с другой - предоставил возможность воспользоваться услугами негосударственных структур - профессиональных участников финансового рынка. Понять, насколько страна начинает быть инвестиционно-привлекательной в глазах своих собственных граждан, можно будет по тому, какое их количество воспользуется своим правом выбора. Принятие гражданами решения об участии частных управляющих компаний в процессе инвестирования их накоплений - важнейший индикатор, но только в том случае, если объекты инвестирования - это финансовые инструменты, которые формируются негосударственным сектором экономики. Если же гражданин перешел в негосударственный пенсионный фонд, а тот вложил подавляющую часть его средств в госбумаги (или же переданные средства в управление негосударственной управляющей компании опять же преимущественно вложены в госбумаги), - это знак того, что негосударственный сектор, по сути, ничего нового не предлагает. А ведь при этом неизбежны дополнительные расходы, вознаграждение, в том числе и аппарату НПФ, или комиссионные управляющей компании... Какой смысл тогда уходить из государственного Пенсионного фонда?!

- Михаил Юрьевич, а вы не опасаетесь, что если негосударственный сектор пенсионного обеспечения не заработает эффективно, и люди не получат в будущем ожидаемых результатов, то "крайним" окажетесь вы, руководитель государственного Пенсионного фонда и один из авторов реформы? Вот сейчас пойдет реклама НПФ и управляющих компаний, кто-то последует этим советам. А будет ли эта реклама отражать истинное положение вещей - еще вопрос...

- Очень важно вести разъяснительную работу. Разработчики программы реформирования учитывали, что может произойти то, о чем вы говорите. И предусмотрели некие защитные механизмы. Размер отчислений на накопительную часть повышается весьма и весьма неспешно. Первые два года это - 2 процента, потом - 3, потом - 4, потом - 5 и 6 процентов. В ближайшие годы работающий гражданин особенно рисковать не будет. В размере его будущей пенсии на начальном этапе накопительная часть будет составлять незначительные проценты, и даже в том случае, если возникнет убыток от инвестиций, он не будет очень заметным. Без пенсии, как этим пугают, никто не останется. Но научиться умно и ответственно инвестировать будущим пенсионерам постепенно предстоит.

Инвестиционный потенциал пенсионных накоплений может оказать серьезное влияние на реальный сектор экономики, испытывающий сегодня дефицит инвестиционных ресурсов. И заинтересованность реального сектора в том, чтобы будущие пенсионеры сделали выбор в его пользу, очевидна. Тем более что потратить средства пенсионных накоплений ни на что другое, кроме как на инвестиции, граждане не могут. Поэтому если вам, участникам реального сектора экономики, нужны деньги, придумывайте, как сделать инвестиции в свои проекты привлекательными.

Теперь о строителях "пирамид", прихода или возвращения которых в пенсионный сегмент финансового рынка все так опасаются. У них была своя логика: взять в короткий срок как можно больше и на этом успокоиться. В нынешней же пенсионной модели такой "стратегии" просто нет места, такой вариант поведения абсолютно бесперспективен. Профессиональный участник рынка обязательного пенсионного страхования заинтересован в том, чтобы год от года привлекать все больше и больше средств будущих пенсионеров, и, следовательно, должен представлять застрахованным лицам как можно более качественные финансовые услуги. Иначе на рынке не продержаться. А ведь рынок очень перспективен: к 2015-2020 годам объем инвестиций на нем будет сопоставим с размером ВВП!

- И все-таки гипотетически можно допустить, что та же управляющая компания в своих ежегодных отчетах будет показывать своим клиентам или вкладчикам одни суммы на их счетах, но в реальности они могут быть совсем другими. Ведь конкретные деньги человек получит через много лет...

- Думаю, это малореальный вариант. Следует иметь в виду, что процессу инвестирования предшествует создание предельно жесткого механизма государственного контроля. Рассмотрим на гипотетическом примере, как будут действовать отдельные элементы этого механизма. Допустим, вы приняли решение передать свои пенсионные накопления некой управляющей компании. Что этому предшествует? Во-первых, предварительный отбор этих компаний на основе критериев, установленных государством. Во-вторых, отобранные компании должны не только соответствовать установленным требованиям, но и произвести страхование своей ответственности перед инвесторами, которые доверили им свои накопления. В-третьих, государством будет одобрен единственный независимый финансовый контролер-спецдепозитарий, в котором все управляющие компании обязаны открыть счета по учету своих операций с ценными бумагами. В-четвертых, спецдепозитарий, в обязанности которого входит контроль всех операций с ценными бумагами, которые производят управляющие компании, должен произвести страхование своей ответственности перед инвесторами на тот случай, если управляющей компанией будет допущено нарушение правил работы с ценными бумагами из-за его недосмотра. В-пятых, управляющие компании ежегодно обязаны проводить независимый аудит своей деятельности по инвестированию средств пенсионных накоплений. В-шестых, будет действовать федеральный орган исполнительной власти по контролю за инвестированием средств пенсионных накоплений, в который ежедневно будет поступать отчет спецдепозитария о проводимых управляющими компаниями операциях с ценными бумагами и ежегодный отчет управляющих компаний с приложением заключения независимого аудитора. В-седьмых, Пенсионный фонд в соответствии с законом и договорами с управляющими компаниями и спецдепозитарием на основе ежедневно поступающей информации также будет производить контроль за инвестиционной деятельностью, за средствами пенсионных накоплений. И, наконец, создается общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, в состав которого не могут войти лица, занимающие государственные должности или аффилированные с участниками финансового рынка.

Таким образом, выстраивается многоступенчатая система контроля, которая, с моей точки зрения, во многом исключит риски, связанные с недобросовестной работой профессиональных участников рынка.

Но остаются риски другого рода, связанные с неопределенностями самого процесса инвестирования. Известно, что в прошлом году серьезно ухудшилась ситуация на мировых фондовых рынках. Война в Ираке, резкие колебания цен на энергоресурсы, неясные перспективы, связанные с противостоянием евро и доллара, и так далее. Много неопределенностей. Значит, имеются и объективные по своей природе инвестиционные риски.

В прежней пенсионной системе государство все эти неопределенности и связанные с ними риски брало на себя. Оптимальный ли это вариант? В конце концов можно жить в системе, в которой вы свой индивидуальный риск разделяете со всеми остальными гражданами страны через механизм государственной системы социального обеспечения, в основе которой лежит принцип уравнительности. Эта система не демонтируется. Если вы не уходите со своими накоплениям из Пенсионного фонда или государственной программы инвестирования, то вы эти риски реально делите вместе со всеми остальными будущими пенсионерами, поступающими так же, как и вы. Но вам предоставляется право самостоятельно выбрать или принять решение, как распорядиться средствами своих инвестиционных накоплений, риски за размер части своей пенсии вы берете на себя. Как, разумеется, и выгоды.

Демократия - это не только право голосовать на выборах, но и право и возможность голосовать своими деньгами. Когда голосование на выборах будет дополнено голосованием "деньгами", это и будет означать, что общество станет более демократичным.

Поясню. Вы голосуете за политического лидера или партию, которые ассоциируются с определенными взглядами на дальнейшее развитие страны, - политическими, экономическими, социальными. Вы проголосовали. В результате за какое-то время после выборов курс акций упал на пять пунктов или вырос на три пункта. Для вас это знак, как ваш выбор влияет на ваше экономическое положение.

Я вспоминаю один случай. Во время поездки в один из регионов я поинтересовался у людей, выбравших депутатом Государственной Думы человека, на мой взгляд, совершенно не готового к этой ответственной работе, о причинах такого голосования. Мне сказали: вот мы его избрали, а теперь вы с ним мучайтесь. Люди голосовали за определенного кандидата не потому, что считали: такое решение переменит жизнь к лучшему. Они голосовали в форме протеста против того, как формировалась политическая ситуация в стране. У нас распространено так называемое неэкономическое поведение. А наделение граждан сбережениями и правом и возможностью использовать эти сбережения - это, как мне кажется, куда более серьезное расширение демократических основ для нашей страны, чем всеобщее избирательное право и разнообразие политических партий.

- Осознанный выбор невозможен без того, чтобы человек получил полную и достоверную информацию. Кто будет информировать о строительстве этого - негосударственного сектора финансового рынка применительно к пенсионным накоплениям? О его готовности, о его функционировании? Государственный пенсионный фонд хотя бы отчасти возьмет на себя эти функции или вас это не касается?.. Я опять-таки сомневаюсь, что сами участники негосударственного сектора не воспользуются соблазном приукрасить себя в надежде привлечь больше средств...

- Если рассматривать ситуацию с позиции человека, который имел определенное отношение к построению именно такой пенсионной модели, я, конечно, был бы заинтересован давать самую широкую и объективную, максимально полезную информацию тем, кому предстоит сделать такой выбор. Но, обсуждая такую возможность с лицом, имеющим прямое отношение к принятию решений на государственном уровне, я вместо ответа получил встречный вопрос, который, надо сказать, меня несколько обескуражил, но подтолкнул к совершенно очевидному ответу. Мне было сказано: известны ли вам случаи, когда Сбербанк России рассылал своим клиентам выписки о состоянии их счетов и при этом информировал клиента о возможности перевести свои средства в такой-то или такой-то коммерческий банк?

Информирование населения о негосударственном рынке пенсионных услуг - это не проблема государственной пенсионной системы. Это проблема тех, кто собирается предложить такого рода услуги. А если государственные структуры хотя бы косвенно будут способствовать такого рода рекламе, то у населения может возникнуть ощущение, будто государство в будущем разделит ответственность за его выбор. Иллюзий быть не должно - не разделит.

Беседовала Ирина Невинная.

Пенсию увеличат  »
Юридические статьи »
Читайте также