Михаил Бродский: «Без конфликта не может быть работы»

После избрания Валентины Матвиенко губернатором Санкт-Петербурга одним из первых в состав нового руководства города — на должность первого заместителя руководителя канцелярии — был назначен профессор, доктор юридических и экономических наук Михаил Бродский. Как известно, в предвыборный период он активно участвовал в работе «Проектного комитета», готовившего программу Валентины Матвиенко. И с этой точки зрения кадровое решение нового губернатора было вполне ожидаемым. Как и то, что именно Бродскому поручено представлять губернатора Санкт-Петербурга в Законодательном Собрании города, депутатом которого Михаил Наумович был в составе прошлого созыва.

О том, какие изменения ждут исполнительную власть Петербурга в ближайшем будущем, и как она намерена строить свои отношения с властью законодательной, Михаил Бродский рассказал в интервью ИА «Росбалт».

- Михаил Наумович, чем новое правительство города будет отличаться от старого?

- В соответствии с недавно принятыми изменениями и дополнениями в Устав Санкт-Петербурга, которые вступят в законную силу 22 октября, новое правительство отличается от того, что было раньше. В прежней редакции Устава и законе об администрации Санкт-Петербурга правительство описывалось как орган совещательный, куда входили уважаемые руководители нашего города, руководители комитетов. Однако главным образом они нужны были, чтобы дать губернатору правильный совет, подготовить правильные распоряжения по своим направлениям.

Например, чтобы выпустить какое-то распоряжение губернатора по экономическому вопросу, надо было приложить усилия специалистов комитета экономики — председатель комитета мог высказать свое мнение, согласовать документ с руководителями других комитетов, но ответственность за всё нес губернатор.

Новое правительство состоит из вице-губернаторов, которые отвечают за различные направления, однако теперь они не являются председателями комитетов. Теперь вице-губернаторы будут не только давать советы и помогать в подготовке документов, но и формировать политику правительства. Они имеют право голоса, более того, они обязаны голосовать по обсуждаемым на заседаниях правительства вопросам. И правительство получает гораздо большие полномочия.

- Каким образом теперь будут приниматься решения?

- Решающий голос — за губернатором. Однако если большинство в правительстве будет против принятия того или иного решения, губернатор окажется перед тяжелым выбором: поступить по своему усмотрению либо согласиться с большинством. Безусловно, губернатор имеет право на самостоятельное решение, однако это возлагает очень большую политическую ответственность. Если же решение принимается в соответствии с результатами голосования, ответственность на себя берёт всё правительство (в которое губернатор также входит и является его руководителем).

Именно это изменение я считаю принципиальным. Ведь до этого в Санкт-Петербурге губернатор был единственным человеком, отвечающим за исполнение законов и вообще за политику города. Теперь же на членах правительства — гораздо большая ответственность. Согласитесь, участвовать в обсуждении важных для города вопросов, когда чувствуешь, что на тебе лежит ответственность за принимаемые решения, совсем не то, что просто сидеть и слушать.

- За что будут отвечать вице-губернаторы?

- Вице-губернаторы в новом правительстве (их будет 7 или 8, в зависимости от принятых поправок) будут отвечать за работу сразу нескольких комитетов. То есть они будут главами некоего виртуального или реального межотраслевого органа власти. Должна измениться и политика координации отношений между комитетами.

В частности, есть мнение, что вице-губернатором, ответственным за науку, культуру и образование, будет Сергей Тарасов. Соответственно, он будет отвечать не только за развитие всех этих отраслей, но и за их координацию. Вы ведь понимаете, что наука глубоко проникает в образование, вузы работают со школами, у школ много общего с культурой. И всё это нуждается в координации.

Также и в области экономики и финансов. Фактически у нас сейчас комитет финансов разрабатывает бюджет, он же его и исполняет. А из каких соображений он его разрабатывает? Чтобы исполнить. А если бы, допустим, бюджет разрабатывал комитет экономики, он бы намечал стратегически важные экономические мероприятия.

Если ставить задачу экономического роста, конечно, эти два комитета должны быть очень тесно скоординированы, что как раз и является задачей вице-губернатора, который будет отвечать за оба комитета и одновременно являться членом правительства, следовательно — формировать политику города в экономической и финансовой области. А комитеты должны будут осуществлять подготовку практических мероприятий. Получается, что политике — экономической политике, политике образования, политике социальной защиты и здравоохранения — придаётся гораздо больший удельный вес.

- Каково будущее тех 64-х городских программ, которые были разработаны прежним правительством города?

- Думаю, теперь они будут поделены между вице-губернаторами. А уже они будут проводить межотраслевые совещания, анализировать исполнение программ. Такая координация нужна и для выполнения того курса, который был заложен в предвыборной программе Валентины Матвиенко.

- Вы назначены членом нового правительства одним из первых. В этом была необходимость? Уже появилась интрига в отношениях исполнительной и законодательной власти?

- Главная интрига, с моей точки зрения, заключается в том, что весь город, в том числе депутаты, заинтересованы в скорейшем начале работы правительства. Однако даже если мы будем очень торопиться, это не может произойти так скоро: 15 октября закон о правительстве города был принят в первом чтении, 10 дней отведены на поправки, т.е. до конца дня 25 октября депутаты еще могут представлять разработанные ими поправки.

Соответственно, редакционная комиссия сможет их проанализировать, обобщить и представить в удобочитаемом виде только в понедельник, 28 октября. И, фактически, чтобы рассмотреть их в среду, 30 октября, у депутатов остаётся только один день на обсуждение. Здесь уже не до того, чтобы внимательно проанализировать — успеть бы прочитать.

- Вы полагаете, что поправок будет много?

- Думаю, да. Первые уже начали поступать. У нас есть опыт, когда к закону подаётся по 400 поправок, каждая из которых представляет собой маленький закончик. И голосуется каждая поправка отдельно, к каждой даётся пояснение и заключение от автора. Обсуждение поправок — это очень серьезный вопрос. Иногда приходится принимать решение на ходу.

- Когда реально закон о правительстве города может начать действовать?

- Если мы сделаем всё максимально быстро, то 30 октября поправки будут рассмотрены и закон может быть принят во втором чтении. Тогда третье чтение может быть назначено на 6 ноября. Третье чтение — это тоже существенный момент. Если на следующий день закон подпишет губернатор, то через 10 дней — 17 ноября — он вступит в силу. Я попытаюсь убедить депутатов сократить этот срок, рассмотрев закон в третьем чтении на внеочередном заседании, потому что чувствую важность того, чтобы правительство в городе появилось скорее. Это элемент стабильности.

Кроме того, можно будет просить Законодательное собрание, чтобы депутаты приступили к согласованию кандидатур правительства — знакомству с ними, выступлениям на фракциях и комиссиях — в период между подписанием закона и его официальным вступлением в силу.

- Для чего так торопиться? Что изменят 7-10 дней?

- Это важно для работы над бюджетом. Бюджетный процесс начинается 22 октября. И если бюджет будет принят в первом чтении, в него обязательно будут вноситься поправки. Допустим, на их внесение будет отведено две недели. Но мне бы очень хотелось, чтобы их уже мог комментировать вице-губернатор, отвечающий за это направление. На самом деле, хотелось бы, при максимальном сокращении сроков, к 10 ноября уже рассматривать поправки к бюджету при наличии и председателя комитета финансов, и вице-губернатора, который мог бы определять финансовую политику города.

Что касается фабулы с бюджетом, я уже не раз говорил, что в предложенном бюджете есть определенные недостатки. И главный — это недостаточные доходы бюджета. Валентина Матвиенко еще во время предвыборной кампании говорила, что для реализации тех задач, которые сами депутаты видят в своих округах, нужны большие доходы. И существующих доходов нам не хватит. Конечно, можно покрывать расходы, увеличивая дефицит бюджета, но ведь источники покрытия дефицита вполне определенные — это заём. И у нас есть опасность вступить на очень скользкий путь.

Нормальным рабочим моментом было бы увеличение доходов бюджета. Однако, хотя у предложенного бюджета и есть резерв, большая его часть связана с принятием новых законов и внесением поправок в старые законы. Но сейчас это невозможно. Обычно новые законы и поправки, влияющие на доходную часть, рассматриваются с марта по сентябрь. Предел окончательного принятия, как правило, второе чтение бюджета. А налоговые законы должны быть введены в действие не позднее чем за два месяца до наступления нового налогового года, то есть, до ноября!

Таким образом, эта работа уже не сделана, и не потому, что кто-то плохо работал, а потому, что в городе не было легитимной власти. Временная администрация не может брать на себя политическую ответственность. Исполняющий обязанности губернатора не мог набрать груз политической ответственности для человека, который еще только будет избран, а потом уйти. Решать такие вопросы может только тот, кто законно избран и может брать на себя ответственность. Кто представляет, как будет отвечать за свои предложения.

- Где же выход?

- Думаю, сейчас надо принять тот бюджет, который есть. У нас уже нет времени на легитимное увеличение доходной части. Надо принимать бюджет и немедленно начинать подготовку к внесению в него изменений и дополнений. В частности, надо договориться с городским парламентом о том перечне законов, который мы должны принять по каждому из возможных источников доходов, а также о том, на какую сумму мы будем увеличивать бюджет и как мы будем её распределять.

Фактически эту работу надо начинать сразу после принятия бюджета, чтобы к апрелю закончить работу над проектом внесения изменений и дополнений и уже в мае внести этот проект. По-моему, это единственное разумное решение. И здесь очень важна политика консенсуса, взаимного доверия, чтобы пойти на этот шаг.

- А противостояния законодательной и исполнительной власти в Петербурге больше не будет?

- Дело в том, что сам принцип разделения властей изначально предполагает конфликт между исполнительной и законодательной властью. И без такого конфликта не может быть работы. Собственно, благодаря этому конфликту, ведя постоянные дискуссии, благодаря постоянному желанию перетянуть полномочия на свою сторону, и осуществляется демократический процесс. Прекратить эти противоречия означает прекратить демократическое развитие общества. Поэтому конфликт и противоречия будут всегда. Но противостояния может и не быть.

В конечном счёте, выборность депутатов определяет то, что это люди состоятельные, со своим самостоятельным видением развития общества. Нам трудно судить, насколько оно правильное у различных людей. Однако к человеку, у которого есть мандат народа, заранее надо относиться с уважением, вне зависимости от того, вызывает ли уважение его личность. Все мы специалисты в узких областях. И профессиональные экономисты, наверное, не очень удобны для обсуждения вопросов здравоохранения, культуры, а врачи, может, не очень хорошо понимают бюджетные процессы. Но люди, которые их выбрали, ждут решения своих проблем.

Я думаю, что основа для любого желания работать — это понимание. Мопассан говорил, что понять — это уже наполовину простить. Так же и с депутатами. Я думаю, что я глубоко понимаю их проблемы. И у меня есть желание слушать и внимательно относиться к мнениям других. Я готов выслушивать взгляды людей либерального направления, к которому я сам принадлежу, и взгляды людей коммунистического направления.

Беседовала Марина Бродская, ИА «Росбалт»

Вице-губернаторов отложили до закона Законодатели уже готовятся поправить правительство  »
Юридические статьи »
Читайте также