Реформа медстраха взята под президентский контроль

Главное контрольное управление президента жестко раскритиковало правительство и Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). Президентские контролеры обнаружили, что финансируется государственная медицина неэффективно, а перевод ее на страховые принципы задерживается. Новый закон о ОМС был готов еще осенью, но вчера в Минэкономразвития решили разработать новую концепцию обязательного страхования.

Вчера ГКУ президента опубликовало выводы по итогам проверки финансирования медицинских учреждений. По мнению контролеров:

- медленное реформирование медицины негативно влияет на обеспечение населения гарантированной государством медпомощью;

- медучреждения финансируются не по результатам работы, а исходя из наличия персонала и койко-мест, что не стимулирует их к снижению затрат и повышению качества услуг;

- правительство не разработало концепцию развития ОМС, не отработан механизм выплат за неработающее население;

- не сформирована законодательная база для перехода медицины на страховые принципы оплаты.

Обязательное медицинское страхование финансируется за счет части социального налога (3,6% фонда оплаты труда). В прошлом году в федеральный фонд ОМС налоговики перечислили 5,1 млрд руб. , а в территориальные - 79 млрд. По оценке КРУ, такой перевес в пользу регионов не позволяет обеспечить всех граждан гарантированной медпомощью: разрыв в финансировании территориальных программ на одного жителя стал 15-кратным. В то же время Фонд ОМС расходует полученные средства неэффективно.

В ФОМСе вчера ответить на упреки КРУ не смогли. Зато гендиректор Координационного совета объединений работодателей России Олег Еремеев с контролерами согласен: "Нередко средства направляются не на зарплату врачей, медикаменты или оборудование, а, например, на ремонт больниц. Но из средств ОМС должно оплачиваться только собственно медицинское обслуживание, а ремонт зданий надо финансировать из бюджета".

Сотрудник Минфина упреки КРУ отвергает: "Мы финансируем все бюджетные учреждения по сметам. Финансировать по результатам действующее законодательство пока не позволяет". А участвовавший в разработке нового закона об ОМС директор научных программ Независимого института социальной политики Сергей Шишкин отмечает, что параллельное финансирование из бюджета и из средств ОМС создает для медучреждений противоположные стимулы: "Бюджетные деньги (примерно две трети доходов) выделяются по смете, что, конечно, не стимулирует экономию. Но треть доходов, получаемая медиками из ОМС, выделяется именно за проведенную работу".

Многие недостатки существующей системы ОМС, отмечает собеседник "Ведомостей" в Минэкономразвития, будут преодолены после принятия нового закона об ОМС. По словам Шишкина, закон позволит гражданам выбирать страховщика (сейчас это прерогатива работодателей и местных властей). Это, полагает экономист, "последняя попытка ввести в ОМС конкурентную модель" (сейчас страховщиков критикуют за то, что в системе ОМС они выступают только как финансовые посредники, в чьи цели не входит оптимизация медицинских расходов). Кроме того, закон разрешит вносить в систему ОМС меньшие взносы тем, кто заключает договор о добровольном страховании. Сейчас обязательные и добровольные платежи дублируются, из-за чего, по расчетам Минфина, в 2002 г. дополнительные расходы работодателей превысили $700 млн.

Как стало известно "Ведомостям", после ознакомления с президентской критикой в Минэкономразвития решили разработать новую концепцию ОМС.

Борис Грозовский

Законодатели Петербурга приняли за основу проект закона о бюджете ТФ ОМС Петербурга на 2003г. с доходами более 6,4 млрд руб.  »
Юридические статьи »
Читайте также