С верой в импортера Правительство хочет собирать таможенные пошлины по-западному

Правительство внесло в Госдуму законопроект, который изменяет порядок расчета таможенной стоимости товаров при импорте. Чиновники уверены, что облегчают жизнь импортерам, сокращая полномочия ГТК. Но импортеры уверены, что главной проблемы - произвола таможенников на местах - законопроект не решит.

Последние полгода чиновники переписывают громоздкое российское таможенное законодательство. Таково одно из требований зарубежных переговорщиков в рамках диалога о вступлении России в ВТО. "Мы хотим полностью исключить возможность использования ГТК суррогатных цен как главного способа , - сказал "Ведомостям" главный переговорщик от России, замминистра экономического развития и торговли Максим Медведков. - Это полностью соответствует нормам ВТО".

Чтобы у партнеров не осталось замечаний к российской таможенной практике, Минэкономразвития написало, а правительство внесло в Думу главу 25. 1 Налогового кодекса "Таможенная пошлина и таможенные сборы". Сейчас правила определения таможенной стоимости описаны в ст. 13 закона "О таможенном тарифе" и в десятках подзаконных актов (постановления правительства, инструкции, письма и методические рекомендации ГТК и др. ). Таможенная стоимость является налоговой базой для начисления таможенной пошлины и шести видов таможенных сборов. Она должна определяться на основании контрактной цены, которую заявляет импортер. Но если у таможенника есть сомнения в достоверности такой цены, закон позволяет ему устанавливать таможенную стоимость самостоятельно.

Как говорит крупный таможенный брокер, просивший не указывать его имени в печати, на практике для определения стоимости товара таможенники пользуются журналами по оптовой торговле. "Иногда таможенная стоимость может превышать реальную, тогда импортеры либо уходят в другой регион, либо обращаются в суд, - сказал брокер. - Но судиться по искам на сумму менее $100 000 не позволяют расценки наших таможенных адвокатов".

Кроме того, таможенные инспекторы ориентируются на минимальную таможенную стоимость, которая приводится в справочных материалах ГТК для каждого товара. "Такие цены должны только учитываться, а не применяться как нормативный документ, а таможня настаивает на том, чтобы платежи делались исходя из таких стоимостей", - сказал на условиях анонимности эксперт по таможенному администрированию.

Как сказал "Ведомостям" один из разработчиков законопроекта, сотрудник департамента тарифов и мер защиты внутреннего рынка Минэкономразвития Роман Семенов, в министерстве рассчитывают пресечь эту практику. После вступления документа в силу таможенная стоимость будет определяться по контрактной цене в 95% случаев, считает Семенов. Ведь после того, как соответствующая норма будет зафиксирована в НК, все неясности законодательства должны трактоваться в пользу плательщиков. По мнению Семенова, достаточно нескольких крупных исков к ГТК, чтобы таможенники научились следовать букве закона.

Более того, будет прекращено действие всех подзаконных актов ГТК, определяющих таможенную стоимость, а плодить новые инструкции ГТК запретят. За таможней сохранится только право разработать методические рекомендации, визировать которые будет Минэкономразвития.

В ГТК не комментируют изменения в законодательстве до их вступления в силу. Впрочем, крупные импортеры и без поправок в НК научились договариваться с таможней без помощи судов. "Никаких проблем по поводу таможенной стоимости у нас нет", - говорит директор по логистике российского отделения McDonalds Борис Макаров. А коммерческий директор российского представительства крупного европейского производителя сыров Lactalis Евгений Гребнев констатирует, что декларируемые его компанией таможенные стоимости даже выше, чем планки ГТК.

Положительная судебная практика относительно расчета таможенной стоимости у импортеров уже есть. "Суды почти всегда выигрывают участники ВЭД, но ничего кардинально не меняется - остаются те же методы оценки и те же люди на тех же местах, - говорит на условиях анонимности таможенный брокер. - А для того чтобы доказать правильность одного эпизода , может уйти не менее года". "Непонятно, как эти изменения помогут импортерам. Чиновники просто перетаскивают существующий порядок из закона "О таможенном тарифе" в НК", - говорит эксперт по таможенному администрированию.

Анастасия Онегина

Александр Гришин

На Выборгской границе застряли перегонщики Они хотели перехитрить таможенников  »
Юридические статьи »
Читайте также