Начни сначала Накануне итоговых рассмотрений законопроект о страховании вкладов показал все скрытые болячки

Депутаты из банковского комитета демонстрируют последний "припадок сил" - законопроект о страховании банковских вкладов граждан решили рассмотреть в оставшихся двух чтениях: во 2-м - 25 ноября, а в 3-м -28-го. Однако компромисс достигнут лишь по одному из дискуссионных вопросов - особое место Сбербанка в системе. По проверкам банков споры продолжаются, а вчера обострился старый вопрос: кто все это будет финансировать?

Сейчас в рассматриваемом Думой законопроекте написано, что ЦБ в обязательном порядке проверяет все банки на допуск в систему страхования вкладов. Проверяют два блока вопросов: количественный (финансовые показатели) и качественный (ликвидность, рентабельность, прозрачность структуры собственников, качество управления и т.п.). На прошлой неделе в Госдуму поступило заключение от президента России, в котором сказано, что достаточно проверять банки на критерии финансовой устойчивости.

В Центробанке тем не менее продолжают отстаивать мысль, что не все возможные проблемы можно "прочитать" в официальной отчетности. А после того как в ЦБ дали понять, что все равно будут применять их - пусть даже просто в надзоре, - вопрос окончательно переместился в плоскость "кого проверять".

Депутаты продолжают настаивать, что проверять всех - невыполнимая задача, которая существенно отложит вступление закона в силу. "Целесообразно ли присылать проверку (на допуск в систему страхования. - "Финансовые Известия") в банк, в котором уже сидит комплексная проверка ЦБ?", - спросил зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев. И получил ответ представителя ЦБ: "Нет, нецелесообразно". "А в тот банк, из которого комплексная проверка ушла три дня назад?" - попробовал развить успех депутат. Оказалось, в этом случае перепроверять банк тоже необязательно. По словам Медведева, теперь все дело - определить, на какой срок ЦБ доверяет своим проверкам, поскольку на сроке 3 месяца чиновник ЦБ уже засомневался. Поэтому окончательно отредактировать 36-ю статью, в которой речь идет о проверках, пообещал через два дня.

Правда, может оказаться, что проблема проверок уже не главная, поскольку снова обострился концептуальный вопрос: из каких средств будут производиться выплаты вкладчикам при недостатке средств в гарантийном фонде? В конце прошлой недели руководитель правительственного департамента финансовых рынков и имущественных отношений Владимир Миловидов написал докладную записку премьер-министру о недопущении конфликта интересов в деятельности АРКО и о том, из каких источников АРКО будет возмещать вкладчикам обанкротившихся банков их потери.

Наблюдатели обратили внимание, что подписавший бумагу Владимир Миловидов недавно возглавил департамент и "не знаком с проблематикой закона и историей вопроса". Однако Михаил Касьянов в тот же день распорядился подготовить проект поправок к закону, которые эти вопросы прояснят. "Сразу повеяло прошлым годом, когда закон "ходил по кругу" и не согласовывался - была игра на затягивание", - сказал "Финансовым Известиям" близкий к процессу принятия закона источник.

Возможно, из-за этого в понедельник рабочая группа подробно рассматривала данный вопрос. Предварительно вписали, что нужно анализировать рынок и при наличии предпосылок к крупным банкротствам бронировать определенную сумму в бюджете на следующий год. При внезапном - выходить в Думу с поправками в бюджете с быстрым его рассмотрением. Если денег не хватает для обеспечения деятельности самого АРКО, правительство их выделит из резервного фонда.

В процессе этих дискуссий в законопроект была вписана идея позволить государству вносить средства в страховой фонд АРКО не деньгами, а госбумагами. "Капитал АРКО сейчас размещен как в деньгах, так и в высоконадежных бумагах, - пояснили "Финансовым Известиям" в АРКО. - В чем законодатель скажет, в том и будем вносить". Про возможность банков платить в фонд если не бумагами, то хотя бы средствами Фонда обязательного резервирования (ФОР) ничего почему-то не написали. Так что лоббирующие либерализацию ФОР и снижение себестоимости своего бизнеса банкиры, видимо, обратились не по адресу.

Зато вопрос особого положения Сбербанка (которому думцы предлагают как минимум сохранить полную госгарантию до 1 января 2009 года) вчера не дискутировался, поскольку, по словам Медведева, "правительство в ходе заседания рабочей группы против этого предложения депутатов не возражало".

Игорь Моисеев, Наталия Орлова

Зачистка банков защитит вкладчика  »
Юридические статьи »
Читайте также