Плюс-минус пять процентов В чей карман отныне будет попадать налог с продаж, отмененный в России с 1 января?

С 1 января 2004 года российская экономика рассталась с одним из самых нелюбимых своих налогов - налогом с продаж (НСП). За время своего существования этот налог породил просто рекордное количество юридических и законодательных закавык. Теперь НСП канул в Лету. Но почувствуют ли это покупатели? Поход по магазинам после 1 января разочаровывает: цены остались на прежнем уровне или даже выросли. Попытаемся разобраться, кто теперь кладет в свой карман пресловутые пять процентов?

Неконституционный налог

Напомним, что взимать налог с продаж повсеместно начали в 1999 году - с его помощью федеральное правительство решило поддержать дышавшие тогда на ладан региональные бюджеты. Местные власти получили возможность самостоятельно определять ставку налога - до 5 процентов. Новый способ пополнения бюджетов регионалам очень понравился. Некоторые субъекты Федерации время от времени его чуть-чуть снижали, но полностью и добровольно от НСП отказалось порядка 15 российских регионов. В целом по стране НСП приносил местным бюджетам около 60 миллиардов рублей в год. Но львиную долю вследствие высокого торгового оборота получали экономически благополучные субъекты РФ - Москва, Московская область и Санкт-Петербург. На них приходится соответственно 25 миллиардов, 7 миллиардов и 5 миллиардов рублей поступлений. Естественно, региональные власти всеми силами защищали НСП: субъекты Федерации имели гарантированный источник доходов, которые могли бы пускать на собственные нужды. Именно по этой причине в последние годы его никак не удавалось отменить. Региональные лоббисты старательно доказывали федеральным властям, что стоит налог с продаж отменить, как регионы сразу же пойдут по миру, а учителя и врачи окажутся перед угрозой чуть ли не голодной смерти. В результате НСП удалось отменить только с 2004 года.

С самого начала вокруг НСП возникла юридическая неразбериха. Дело в том, что налог с продаж - это косвенный налог. Юридически его плательщиками являются продавцы товаров и услуг. Но они, что естественно, включают налог с продаж в розничную цену товара, и фактическим плательщиком становится покупатель, то есть все население страны. Именно по этой причине косвенные налоги всегда и везде крайне непопулярны. К тому же в России к моменту введения НСП уже существовал другой косвенный налог - на добавленную стоимость. НСП фактически дублировал НДС. С точки зрения мирового опыта - нонсенс. "Во всех странах мира, которые в большей или меньшей степени претендуют на то, чтобы называться развитыми, два этих налога одновременно не взимаются", - заявила "Итогам" старший юрист юридической фирмы "Вегас-Лекс" Анна Худанова.

К этому добавились недоработки, имевшиеся в законодательстве о НСП. Возникшие из-за этого нестыковки и юридические казусы приходилось устранять на ходу. Претензий к налогу с продаж было много. Формально НСП должны были платить предприниматели с розничной цены товара. Но тут выяснилось, что платить торговцы должны были только в том случае, если расчет производился наличными. Получалось, что при безналичных расчетах, скажем, с помощью пластиковой карточки или по банковскому переводу, налог можно было не платить вовсе. Этим тут же начали пользоваться ушлые коммерсанты - за определенную мзду крупную покупку, например автомобиль или дорогой мебельный гарнитур, можно было оформить по безналу и существенно сэкономить на НСП. Пришлось властям данный недостаток спешно устранять, и "бизнес" этот прикрыли. Но на том проблемы не закончились. С легкой руки законодателей получалось, что закон ставил в неравные условия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. "Основные претензии к налогу были связаны именно с механизмом его сбора", - утверждает Анна Худанова. В 2001 году дело дошло до Конституционного суда, который не раз с тех пор выносил определения по НСП, признал налог с продаж неконституционным и рекомендовал его отменить.

Верховенство права

Конституционный суд РФ - высшая судебная инстанция государства, он имеет право провести экспертизу любого правового акта на соответствие Основному закону. И если он Конституции не соответствует, то есть повод его не исполнять. Держа в руках решение Конституционного суда, многие компании, в первую очередь крупные, начали отказываться платить НСП. Более того, как рассказала "Итогам" заведующая кафедры административного и финансового права МГУ Елена Овчарова, некоторые компании уже в прошлом году по суду добились права на возмещение уплаченного налога с продаж. Возникла парадоксальная ситуация: вначале торговцы переложили налог на самих потребителей, а потом получили его из местного бюджета назад. Полученные суммы они положили в свой карман - ведь разыскать всех уплативших налог граждан, чтобы вернуть им потраченные деньги, даже при всем желании невозможно. Так в неопределенной правовой обстановке у юридических лиц появилась возможность для "почти что законного" заработка - судебного выколачивания НСП из местных властей. В Московском регионе НСП можно было вернуть по уточненной декларации о доходах - на сей счет существовало даже специальное решение Мосгорсуда. В остальных регионах суды были менее сговорчивы, и добиться возмещения уже уплаченного налога оказалось труднее, однако ситуация в целом по стране становилась угрожающей. Ведь процесс появления судебных решений, позволяющих не платить налог, принял массовый характер. Получается, что если бы налог просуществовал еще год, то местные бюджеты все равно никакой прибыли не получили бы. А вот возможные убытки уже начали маячить на горизонте.

Тем не менее отмена налога с продаж для российского налогового права является событием знаковым. Примеров, когда по решению суда власти отказались бы от того или иного источника прибыли, практически нет. Налоги раньше отменялись исключительно по соображениям финансовых ведомств. Налицо прецедент: исполнительная власть прислушалась к решению КС и отказалась от налога, не соответствующего Основному закону. Налог с продаж подошел для такой показательной отмены просто идеально. Но ощутят ли на себе торжество законности потребители? Увы, ответ на этот вопрос скорее отрицательный.

Банановая лихорадка

Традиционно под Новый год цены практически на все товары, и прежде всего на продовольствие, в России вырастают на 5-10 процентов. И, как правило, после праздников они уже не снижаются. К такой "народной примете" уже все привыкли: Новый год - это новый уровень цен. Начинается подорожание с рынков, затем цены поднимают и сети супермаркетов. Правда, не так быстро, как рыночные торговцы, - крупные сети по организационным причинам менее оперативно реагируют на колебания рыночной конъюнктуры. А вот в мелкооптовой и розничной торговле все гораздо быстрее и причудливее.

Перед Новым годом в столице и Подмосковье случился банановый кризис: этот уже давно не экзотический плод попросту исчез с прилавков. Следуя советам астрологов, все россияне решили встречать год Обезьяны с бананами, и спрос на них превысил предложение. Бананы обычно не являются товаром повышенного спроса для праздничного стола, например, в отличие от тех же апельсинов или мандаринов, поэтому мгновенно возник дефицит. Никому особо не нужный продукт, цена которого последнее время стойко держалась на уровне 25 рублей за килограмм, в столице подорожал аж до 80-90, а в Подмосковье до 50-60 рублей за килограмм. Естественно, вскоре цены упадут, но на прежний уровень они уже не вернутся, и отмена НСП в этом случае останется незамеченной.

Ситуация с банановым кризисом, конечно, анекдотична, но и с другими товарами происходит нечто подобное. За последний месяц стоимость автомобильного топлива выросла примерно на 8-10 процентов. Пять процентов снятого налога с продаж способны лишь частично компенсировать это повышение. А вот крепкие спиртные напитки в цене вырастут в любом случае. С 1 января 2004 года ставка акциза на них увеличена более чем на 18 процентов по сравнению с 2003-м (со 114 рублей за литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах, до 135 рублей). По мнению председателя правления Национальной алкогольной ассоциации Павла Шапкина, после Нового года стоимость поллитровой среднестатистической бутылки водки увеличится на 7 рублей. В меньшей мере это коснется пива и вина: акцизы на эти товары увеличиваются незначительно, всего на 15-20 копеек за литр.

Вернемся к крупным торговым сетям - перед Новым годом они поспешили объявить о грядущем снижении цен. Об уменьшении всех цен на 5 процентов официально оповестили, например, "Рамстор" и "Седьмой континент". Компания METRO Cash&Carry International GmbH разослала даже соответствующий пресс-релиз: цены на все товары снизятся на 5 процентов благодаря отмене НСП и снижению НДС (с 20 до 18 процентов). Не остались в стороне и продавцы бытовой техники и одежды. Разумеется, о том, что цены снижаются на 5 процентов от предновогоднего периода, заявлять никто пока не спешит. По сути, многие компании просто вернулись к допраздничным ценам, что, впрочем, уже хорошо. Ведь некоторые торговые точки решили и вовсе на отмену налога внимания не обращать. Причем в небольших магазинах неофициально признаются, что не стали снижать цены потому, что при оптовых закупках этот налог уже уплатили, а значит, просто потеряют прибыль. Некоторые более крупные магазины, представляющие такие известные брэнды, как "Ашан", объясняют прошлогодние цены иначе: номенклатура товаров огромная, а потому заменить все цены за один-два дня технически невозможно.

Впрочем, в целом отмена налога, судя по всему, скажется на рынке благоприятно. На первое время, пока торговцы не пересчитают транспортные издержки, стоимость отдельных товаров может даже снизиться. Только вот среднестатистический покупатель этого почти не ощутит. В лучшем случае, считают эксперты, отмена НСП способна лишь временно притормозить рост цен, но несильно и ненадолго.

Нильс Иогансен, Кирилл Пальшин

Пряники кончились Налоговой реформой занялись МВД и Генпрокуратура  »
Юридические статьи »
Читайте также