Больше тех - осмотр дешевле Водитель будет выбирать, где проходить техосмотр

Передать техосмотр в частные руки - новость, прямо скажем, неожиданная. Не успели отшуметь страсти по "автогражданке", как автовладельцам преподнесли еще один сюрприз: забрать у МВД функцию проведения техосмотра и передать ее коммерческим предприятиям.

О процессе прохождения техосмотра знает каждый автолюбитель. Благо сталкивается с этим раз в год, да и система складывалась годами, давно отлажена, местами неприятная, но привычная. Чем обернется новшество, пока не ясно. А неизвестность - самый страшный зверь.

Сразу оговоримся, речь не идет об отмене техосмотра вообще, а лишь о передаче этой функции специализированным предприятиям. Более того, произойдет это не раньше чем через год. Такой срок, по словам начальника Департамента правительственной информации Алексея Горшкова, Правительство отвело на разработку новых методов, механизмов и внесение изменений в законодательство. Например, в Закон "О милиции". Ведь техосмотр закреплен за ГИБДД законом. Но предполагается, что с этими изменениями депутаты Госдумы познакомятся уже на весенней сессии.

Немного истории. Откуда взялась столь неожиданная идея? Сейчас Правительственная комиссия по проведению административной реформы во главе с вице-премьером Борисом Алешиным рассматривает функции, которые находятся в ведении государства. Все функции разделят на "излишние", "дублирующие" и "необходимые". Техосмотр, который находится в ведомстве МВД, признан избыточной функцией.

- Непонятно, почему ГИБДД занимается техосмотром? - говорит Алексей Горшков. - Как милиция может оценивать техническое состояние транспорта? Это все равно, как если бы милиция осуществляла надзор за строительством дорог. Этим должны заниматься специалисты по автотранспорту. А Госавтоинспекция должна проверять техпаспорт, подтверждающий годность автомобиля. Но есть еще один аспект: техосмотр - мероприятие платное, можно сказать, рыночное, так пусть им занимаются коммерческие организации.

По словам А. Горшкова, ценовая политика пока не рассматривалась. Сейчас речь идет о методологии. И даже пока не о том, как и кому передать, а о том, кто будет разрабатывать эту методологию. Исполнитель будет назначен Правительством до конца года. Предполагается, что это будет Минтранс. Он разработает "правила игры", и скорее всего именно при нем будут аккредитованы технические центры.

- Возможно, поначалу в "правилах игры" будут прописаны механизмы контроля за ценами, - продолжает А. Горшков. - Но впоследствии, когда аккредитованных компаний будет достаточно, когда возникнет конкуренция, от него можно будет отказаться. Ведь это рыночные отношения. Автолюбитель будет сам выбирать, где ему проходить техосмотр: где меньше очередь, где дешевле, где быстрее, где ближе... А за клиента будут бороться.

Всем известна сегодняшняя практика: на пункте государственного технического осмотра (ПГТО) инспектор обнаружил, что, например, фонарь заднего хода не горит: езжай, исправляй, возвращайся обратно и снова предъявляй машину. Это хорошо еще, если лампочка перегорела, а если датчик сломался? А он, между прочим, в коробке передач стоит. На ПГТО ремонтом, даже мелким, не занимаются. Хотели бы - не могли. Права у них такого нет. Коммерческие же пункты будут заинтересованы в том, чтобы лишний раз не гонять клиента. Организуют и мелкий ремонт (за отдельную плату). Впрочем, мы опережаем события.

Есть еще один тонкий момент. Техосмотр сегодня - это не только осмотр технического состояния транспортного средства, но и проверка его на угон, криминал, а также проверка ответственности самого водителя: вы предъявляете права, медицинскую справку, а теперь еще и страховку. Эти функции явно и безоговорочно принадлежат ГИБДД. Как быть с ними? Не получится ли так, что сначала потребуется предъявить автомобиль в одном месте на технический осмотр, а потом и себя, и машину, но уже в Госавтоинспекцию? По мнению Алексея Горшкова, все это инспектор может проделать и на дороге. Подозревается машина или водитель в чем-то - остановил, проверил. Для этого и стационарные посты существуют.

Еще раз напомним о сроках. До конца этого года будет назначен исполнитель, к 24 февраля 2004 года должны быть готовы методология и предложения о внесении изменений в законодательство, с первого октября следующего года МВД должно передать техосмотр в другие руки.

Владимир Баршев

Отмена лицензирования городского автотранспорта является критичной темой, считают в Минтрансе России.  »
Юридические статьи »
Читайте также