О духе и букве

Подход к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги необходимо привести в соответствие с духом реформы ЖКХ и буквой нового Жилищного кодекса

Предлагаемое администрацией Петербурга очередное серьезное повышение платы за жилищные услуги представляется недостаточно обоснованным. Существующая практика установления единых тарифов на содержание и текущий ремонт всего городского жилья устарела и не соответствует смыслу набирающей обороты реформы ЖКХ. Необходима дифференциация платы за жилье в зависимости от реальных затрат на его ремонт и адекватное содержание.

Опять радикальное повышение

В Законодательном собрании Санкт-Петербурга рассматривается внесенный губернатором законопроект "О плате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов", предусматривающий повышение тарифов на жилищные услуги с 1 июля (предыдущее повышение произошло ровно год назад). По словам председателя Жилищного комитета Юниса Лукманова, администрация намерена повысить плату с нынешних 7,05 рубля до 8,78 рубля с 1 кв. м жилья. При этом общая сумма жилищных и коммунальных платежей вырастет всего лишь на 5,7%, подчеркнул Лукманов, и это ниже уровня инфляции. Впрочем, этот показатель ниже и экономически обоснованной платы, которая, согласно результатам независимой экспертизы, проведенной ИНЖЭКОН, должна составлять 10,98 рубля с 1 кв. м. Разницу администрация будет доплачивать из бюджета. Повышение тарифов до экономически обоснованного уровня, согласно тому же законопроекту, состоится 1 июля 2006 года.

Между тем, отмечают депутаты ЗакСа, если посчитать общую величину тарифа по конкретным его составляющим, указанным в законопроекте, получается несколько другая сумма - 9,4 рубля. При этом повышение квартплаты достигает уже 6,1%, что, впрочем, также ниже уровня инфляции. Правда, все это верно лишь при условии, если коммунальные тарифы не изменятся. Но маловероятно, чтобы монополисты согласились их сохранить: при составлении бюджета на 2006 год они наверняка потребуют учесть инфляцию издержек и инвестиции в свои основные фонды. Так что жилищные тарифы нельзя рассматривать в отрыве от коммунальных: они составляют единую тарифную систему, регулирование которой подчиняется принятой правительством Петербурга в прошлом году "Концепции тарифной политики" (см. "Эксперт С-З" №36 от 27 сентября 2004 года). В частности, согласно этой концепции, тарифная система должна быть сбалансированной. Применительно к тарифам ЖКХ это значит, что рост общей величины квартплаты укладывается в установленный норматив (во внесенном сейчас в ЗакС законопроекте "О региональных стандартах в жилищной сфере" этот норматив равен 32,18 рубля с 1 кв. м), а все тарифы, входящие в квартплату, растут равномерно. Чтобы они были экономически обоснованными, концепция предусматривает предварительную независимую экспертизу.

Проблема недоремонта

Проверить обоснованность нынешнего повышения тарифов, в том числе соблюдение администрацией ею же самой установленного порядка, должны были депутаты ЗакСа, от которых требуют одобрить законопроект. Однако, как признался председатель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам ЗакСа Михаил Амосов, депутаты этого не сделали ("было очень мало времени"). Не подготовила своего заключения и Контрольно-счетная палата, законопроект не был заранее рассмотрен и на заседаниях профильных комиссий. Амосов считает, что в проект закона вряд ли будут внесены серьезные изменения во втором чтении, поскольку самая многочисленная фракция петербургского парламента - "Единая Россия", скорее всего, проголосует за его принятие в нынешнем виде. В ходе первого чтения координатор фракции Вадим Лопатников заявил, что уверен в правильности расчетов.

Проведенный нами беглый анализ показал, что полная стоимость жилищных услуг увеличивается на 33%, рост платы за содержание и текущий ремонт доходит до 70%, при том что в прошлом году эти услуги подорожали в пять раз (тогда, как утверждали чиновники, резкое увеличение тарифов было необходимо для того, чтобы сделать их экономически обоснованными и привлечь бизнес в сферу ЖКХ). У нынешнего значительного повышения (в пять с половиной раз превышающего инфляцию) должно быть весьма серьезное обоснование. В качестве причины начальник Управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Жилищного комитета Олег Вихтюк называет необходимость увеличить объем текущего ремонта в многоквартирных домах. Это связано с известной проблемой хронического недоремонта жилых помещений (по информации Юниса Лукманова, 14% домов в Петербурге нуждаются в комплексном капитальном ремонте, около 60% - в выборочном). "Все траты будут подтверждены сметами и договорами", - подчеркивает Вихтюк.

Время устранить уравниловку

Дома необходимо приводить в нормативное состояние - это понятно. Однако не очевидно, что это надо делать за счет тарифа. Как известно, состояние домов в Петербурге сильно различается. Так, по свидетельству Лукманова, 26% вообще не нуждаются в более или менее серьезном ремонте. Однако если затраты на ремонт включаются в общий для всех тариф, то получается, что жильцы благополучных домов оплачивают ремонт неблагополучных.

Между тем, согласно новому Жилищному кодексу (ЖК), жильцы каждого дома платят только за себя и не должны оплачивать чужие проблемы, повышать рыночную стоимость недвижимости в домах, принадлежащих другим собственникам. Поскольку проблема недоремонта возникла по вине властей, то решать ее следует из бюджета (тоже, конечно, получается за счет населения, но не так прямо, ведь бюджет формируют доходы предприятий). Такого рода целевые программы в Петербурге существуют, и администрации имеет смысл увеличивать их финансирование, а затраты на ремонт из тарифа исключить.

Эта тактика более разумна и по другой, хотя и схожей причине. В соответствии с духом реформы ЖКХ и ее буквой (новым ЖК), следует вообще уходить от единых тарифов для всех домов. Очевидно, что содержание домов при эффективном управлении требует меньших затрат. Нам доподлинно известны ЖСК, квартплата в которых ниже нынешнего общегородского уровня, при этом состояние этих домов, построенных в 1980-х годах, заметно лучше, чем соседних муниципальных того же возраста.

Дифференциация платы за жилье в зависимости от реальных затрат на его ремонт необходима, да и неизбежна, поскольку новый ЖК серьезно изменил статус тарифов на жилищные услуги. Если раньше они были фактически обязательными для всех обслуживающих организаций, то теперь, согласно ЖК, объединения собственников жилья должны устанавливать тарифы сами, договариваясь с обслуживающей организацией. Государственные тарифы служат для них лишь неким ориентиром. Они по-прежнему обязательны только для жилого фонда, остающегося в ведении государства: для нанимателей жилья по договорам социального найма, по договорам найма жилого помещения коммерческого использования, найма специализированного жилого помещения, а также собственников жилых помещений, которые не выбрали способ управления своим домом.

Михаил Амосов согласен с необходимостью ввести дифференциацию тарифов, более того, он полагает, что это имеет смысл сделать и для тех, кто не определяет себе тарифы самостоятельно. Впрочем, говорит он, городская исполнительная власть пока к этому не готова. В то же время Амосов признает, что без этого хозяйственная деятельность малоэффективна. Неэффективность администрация пытается компенсировать из бюджета, допуская дискриминацию жильцов.

Наказание за самостоятельность

По словам председателя Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Марины Акимовой, тарифы, вводимые с 1 июля, составляют 90% от экономически обоснованных расходов. Разницу оплачивает бюджет, но лишь нанимателям жилья и собственникам, не выбравшим форму управления, поскольку новые тарифы обязательны только для них. Получается, что самостоятельные жильцы, которые выбрали форму управления (ЖСК и ТСЖ), будут вынуждены платить на 10% больше. "Принятие закона в нынешнем виде дискредитирует саму идею ТСЖ", - негодует Акимова.

Комитет по городскому хозяйству намерен ко второму чтению представить поправку, согласно которой ТСЖ, ЖСК и жилищные кооперативы вправе самостоятельно определять размеры платы за содержание и ремонт жилых помещений. Если плата будет установлена в соответствии с принимаемым законом, эти организации получат субсидии из городского бюджета в объеме, компенсирующем разницу между величиной платы и размером экономически обоснованных расходов. Как считает Марина Акимова, внести поправку, разъясняющую порядок предоставления субсидий объединениям собственников жилья, совершенно необходимо, для того чтобы не допустить дискриминации жильцов.

Важная поправка

Возможно, ЗакС решает вопрос о тарифах в последний раз. Дело в том, что, согласно ст.3 закона "О региональных стандартах в жилищной сфере", также принятого в первом чтении 8 июня, с 1 января 2006 года региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг (общая сумма всех тарифов, приходящаяся на 1 кв. м жилья) будет устанавливать правительство города. Депутаты считают, что таким образом у них отбирают полномочия регулировать тарифы ЖКХ. Соответствующая формулировка законопроекта вызвала протесты депутатов, в том числе спикера ЗакСа Вадима Тюльпанова. Как сообщил Михаил Амосов, возглавляемая им комиссия по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам обязательно внесет ко второму чтению поправку об изъятии этой статьи из закона. Подобную поправку намерен внести и Вадим Тюльпанов.

Санкт-Петербург Елизавета Добкина

Президент РФ подписал закон, увеличивающий расходы бюджета-2003 на 68,7 млрд руб.  »
Юридические статьи »
Читайте также