Градостроительный каркас Генеральный план развития Петербурга: в чем суть?

С 4 апреля во всех муниципальных образованиях города начнутся публичные обсуждения Генерального плана развития Санкт-Петербурга на 2006-2025 гг. Слушания будут продолжаться в течение месяца, до 16 мая. На данный же момент жители города могут ознакомиться с градостроительной экспозицией - сегодня она развернута в помещениях администраций районов и муниципальных советов.

НАСКОЛЬКО ЭТО РЕАЛЬНО

- Экспозиция невелика, - говорит Лариса Болотина, главный специалист отдела строительства и землепользования администрации Василеостровского района, - несколько стендов со схемами: транспорт, жилье, зеленые зоны. Я и сама ее еще не видела - только сегодня установили. Она открывает тяжелую дверь (за такими дверьми в серьезных банках, должно быть, хранится валюта), и мы входим в небольшую комнату. На стенах - щиты с планами города. Мое внимание сразу привлекает

схема развития метрополитена до 2025 года. В ближайшие десять лет планируется завершить строительство Фрунзенской ветки от Сенной площади до проспекта Славы, запустить новый Красносельско-Калининский диаметр и создать участки кольцевой от станции "Выборгская" до "Василеостровской" и от "Сенной" до "Театральной площади".

- Насколько все это реально? - спрашиваю у Болотиной. - И что в администрации говорят но этому поводу? Ведь только на один "размыв" ушло несколько лет. Да и согласно вашим же бумагам, в "первоочередные градостроительные мероприятия" заложено только завершение участка метро от "Старой Деревни" до "Комендантского проспекта" и ввод в эксплуатацию станции "Адмиралтейская"...

Лариса Михайловна разводит руками: - "Планы".

"ПЛОТНАЯ" ПРОБЛЕМА

Генеральный план Санкт-Петербурга - это огромная, в тысячу страниц, книга. В ней прописано все, от основных угроз "устойчивости развития" города до расчетов прироста объемов жилого фонда. Очевидно, что разработчики в первую очередь старались заложить в Генплан перспективные сценарии развития территорий, поэтому многие их выкладки сегодня могут показаться нереальными. Так, одной из существенных проблем, оказывающих негативное влияние на современный облик Петербурга, архитекторы считают "плотность населения в границах существующей застройки и ее неравномерное распределение по поясам города".

В Петербурге она - плотность - значительно, в разы, выше, чем в приведенных в плане для сравнительного анализа основных западноевропейских столицах. Связано это, по мнению разработчиков, с низким уровнем жилищной обеспеченности граждан и незначительной долей малоэтажного жилья.

Кроме того, за границей, в крупных городах, распределение "плотностей" происходило естественным образом. Люди, в зависимости от своих предпочтений - жить ближе к центру или на окраинах, где "воздух чище", - формировали спрос на развитие территорий. В Санкт-Петербурге за пределами исторического центра сохранился "провал" таких плотностей, приходящийся на пояс промышленных предприятий, и далее - подъем в спальных районах. Разработчики считают, что подобный дисбаланс между численностью проживающих и количеством мест приложения труда является одной из причин сегодняшней катастрофической ситуации на дорогах - в часы пик город парализован от бесконечных пробок.

УБОРКА ТЕРРИТОРИЙ

Что предлагают архитекторы в сложившейся ситуации? В результате реконструкции жилья в центральных районах город станет еще более привлекательным для обеспеченных и социально адаптированных слоев населения. По мнению градостроителей, сегодняшнее положение, когда в центре города мест для работы гораздо больше, чем людей, готовых ее выполнять, попросту неприемлемо. Это негативно сказывается на психологической и эстетической атмосфере.

Кроме того, Генеральным планом предусматривается дальнейшее развитие так называемого градостроительного каркаса за счет более интенсивного использования "малопосещаемых" сегодня промышленных территорий. Речь идет о том, чтобы реконструировать производственные зоны и передать занимаемые ими обширные территории для нужд бизнеса и для строительства нового жилья или зданий общественно-делового значения. Таким образом, например, планируется развитие исторически сложившегося центра Петербурга. Объекты промышленности будут убирать с берегов Невы и протоков Невской дельты, проспекта Стачек, Московского и Измайловского проспектов, а также с побережья Финского залива на Васильевском острове.

ПОЧУВСТВУЙ РАЗНИЦУ

Впрочем, очевидно: основную проблему города тотальную нехватку жилья - строительством элитных домов и пригородных малоэтажек не решить. Уже сегодня в Генплане указывается, что увеличение средней жилой площади всего лишь до 23 кв. м на человека является первоочередной задачей и ее решение - это "решение неотложных проблем по ликвидации особо острых диспропорций в развитии города".

Обсуждение концепции развития Петербурга на уровне экспертов пока не дало ответов ни на один из поставленных вопросов, а ведь кроме жилья мы еще имеем застарелые проблемы с транспортом и инженерными коммуникациями. Чиновники КГА доложили о своей разработке, но не смогли в достаточной мере объяснить, в чем, кроме рыночной риторики, ее принципиальное отличие от предыдущих Генпланов, которые, кстати, и привели ко всем нынешним сложностям.

Мнение Специалиста

Владимир Павлов, архитектор:

- На мой взгляд, тот Генеральный план, который сегодня представлен на суд петербургской общественности, совершенно не отвечает современным требованиям. Главная его проблема в том, что он фактически закрепляет систему номинального административного управления таким сложным организмом, как Петербург. Хочу напомнить, что наш город имеет статус субъекта Федерации, поэтому привычное бюрократическое деление на районы в нем неприемлемо.

Современные города, такие как Париж или Нью-Йорк, - это не нагромождение районов, а единый организм, построенный по принципу наибольшей эффективности всех своих составляющих. В этом смысле Генплан Петербурга - старая сказка на новый лад. В нем в очередной раз воспроизведены непонятные мне разделительные линии, которые не нужны никому, кроме чиновников, стремящихся сохранить свои кресла в администрациях города.

Алексей Марачев

По большой нужде  »
Юридические статьи »
Читайте также