Фискальное перемирие Правительство готово к обсуждению налоговых реформ

Вчера Минфин внес в Правительство уточненные и согласованные с другими министерствами предложения по налоговой реформе, которые будут рассмотрены 23 апреля. Но, хотя и заявлено о близости позиций, обсуждение вряд ли пройдет спокойно, тем более что стабилизационный фонд, в котором скопились сотни миллиардов рублей, пока не включен в расходные статьи, а желающих получить оттуда средства очень много.

Что же предлагают финансисты?

Как неоднократно писала "РГ", после различных подсчетов и уточнений пришлось вернуться к самому первому, "консервативному" варианту. Напомним, что он сводился к сокращению налогового бремени на 2 процента ВВП. Каким образом это будет достигнуто?

Во-первых, с 2004 года отменяется налог с продаж (0,5 процента ВВП), во-вторых, планируется снижение ставки НДС на 2 процента с сохранением действующей ставки в 10 процентов на товары первой необходимости (еще 0,7 процента ВВП), в-третьих, вводится ускоренное возмещение НДС застройщикам, нулевая ставка НДС перевозчикам-экспортерам (0,4 процента ВВП).

И еще полпроцента ВВП недоберут налоговые органы в 2004 году за счет сокращения налогооблагаемой базы (увеличение налоговых вычетов при строительстве жилья, упразднение ряда местных налогов и пр.).

Как видим, практически полностью подтвердился прогноз, опубликованный в нашей газете за 16 апреля. Вот только вместо снижения единого социального налога Алексей Кудрин и его команда предпочли сократить НДС. Свой выбор вице-премьер объясняет тем, что сокращение ЕСН, предполагающее вывод из "тени" нелегальной зарплаты, даст эффект не раньше чем через 2-3 года, а соответствующей замены выпадающих доходов во внебюджетные фонды (пенсионный, страховой, медицинского страхования) не видно. Тем более что нет пока и единого мнения, как сокращать этот налог, оставлять ли регрессивную шкалу или сделать ее "плоской", равной для всех. Да и выпадение доходов получается устрашающим. Так, если принять последний вариант, предложенный депутатами Александром Жуковым, Михаилом Задорновым и другими, то уже в 2004 году страна потеряет 270 миллиардов рублей. Минфин же предлагает не спешить с реформой ЕСН, начать ее с 2005 года, сохранив регрессивную шкалу, резко снизив базовую ставку с нынешних 35,6 процента до 26 процентов. Тогда налог составит с доходов до 300 тысяч рублей в год - 26 процентов, с 300 до 600 тысяч - 10 процентов и после 600 тысяч - 2 процента. К тому же за это время, считает вице-премьер, можно провести реформы в системе социального и обязательного медицинского страхования, рассмотреть, насколько эффективно используются в этих системах поступающие средства.

А вот снижение НДС и облегчение налогового бремени предприятий, хотя и обойдется в 100 миллиардов рублей в 2004 году, может привести к повышению инвестиционной активности, обновлению оборудования, расширению производства. По самым осторожным оценкам Минфина, эта мера может привести к росту внутренних инвестиций на 1,2 процента ВВП в 2004 году и 2,7 процента - в 2005, что, в свою очередь, даст прирост ВВП соответственно на 0,2 и 0,7 процента. Той же цели подчинены и изменения в налогах для граждан - отмена контроля за крупными расходами и налоговые зачеты по жилью, они, несомненно, повысят активность на потребительском рынке.

Некая компенсация недобора налогов достигается повышением налогов на нефть и газ, сокращением государственных расходов и так называемыми неналоговыми доходами (использование госимущества, дивиденды акций государственных пакетов и пр.). Поэтому даже при таком жестком варианте, как настойчиво подчеркивал Алексей Кудрин на встрече с журналистами, непроцентные расходы бюджета в 2004 году не сократятся в абсолютном выражении. "Обездоленных не будет", - заверил он. С 1702 миллиардов рублей в 2003 году расходы повысятся до 1902 миллиардов. Разница в 200 миллиардов - это даже немного больше, чем поправка на ожидаемую инфляцию. Хотя добавки будут не так уж и велики. Армия и правоохранительные органы получат еще 100 миллиардов по сравнению с нынешним годом, в регионы дополнительно уйдет 15-20 миллиардов, оставшиеся 15 миллиардов пойдут на содержание федеральной инфраструктуры - коммунальные платежи, связь, транспорт и т.д.

А как же сокращение госрасходов, которые предлагала комиссия по их оптимизации, спросите вы? Да, действительно, и у армии сокращено более 4 миллиардов рублей, и по другим статьям прошел красный карандаш. Но речь шла о сокращении неэффективных, неоправданных расходов, вроде содержания пустых военных городков или переплаты средств за ГСМ для армии, купленных без проведения конкурса. Их устранение было необходимо, и комиссия не собирается прекращать свою работу по их выявлению и ликвидации.

Владимир Мытарев

Минфин предлагает с 2005 года снизить базовую ставку ЕСН до 26%.  »
Юридические статьи »
Читайте также