Точка расплаты Минфин готов заплатить за налоговые реформы из стабилизационного фонда

В ближайшие дни, возможно даже сегодня, Правительство рассмотрит все расчеты по налоговой реформе, которые вызвали столь жаркие дискуссии. Компромисс, похоже, обретен. В Министерстве экономического развития и торговли, до сего времени - главном оппоненте Минфина, подготовлены три возможных варианта изменений в налоговой системе на ближайшие два года.

Первый, самый консервативный, по выражению Михаила Орлова, главы Департамента налоговой политики МЭРТ, предполагает в 2004 году изменение порядка возврата НДС по капитальному строительству и экспортным операциям. Хотя, строго говоря, это не прямое снижение налога, из бюджета при этом выпадает (по расчетам МЭРТ) 110 миллиардов рублей в 2004 году и 70 миллиардов - в 2005-м. Некую компенсацию государственных доходов может дать изменение налогов по добыче полезных ископаемых (НДПИ), в частности, увеличение налоговой ставки на нефть с 340 рублей до 400 рублей за тонну и установление налога на газ вместо существующего акциза. Теперь за 1000 кубометров газа будут платить более 200 рублей вместо 120. Есть, правда, компенсация и для ТЭК - МЭРТ подготовил список 450 месторождений с исчерпанными запасами, с которых налог будет взиматься с коэффициентом 0,7, то есть на 30 процентов меньше. В 2005 году в первый вариант МЭРТ входит снижение ЕСН до 25 процентов, что нанесет бюджету урон в 110 миллиардов рублей. А общие потери в 2005 году составят 230 миллиардов рублей.

По прогнозам сотрудников МЭРТ, их коллеги из Минфина настроены на принятие первого варианта, самого консервативного и менее других снижающего уровень бюджетных доходов. Тем не менее образующуюся в нем дыру надо затыкать. Поиски в самом бюджете за счет снижения государственных расходов не принесли пока полноценной замены, да и даже в случае выполнения всей программы Кудрина ограничиваются 1 процентом ВВП, что не позволит осуществить все "налоговые фантазии" МЭРТ, по его выражению. Так что, к великому сожалению Минфина, придется запустить руку в Стабилизационный фонд до окончания его полного формирования. Как сообщил Михаил Орлов, Кудрин вел речь о возможности использовать в 2004 году 60-100 миллиардов рублей из правительственной "заначки".

Второй вариант МЭРТ, претендующий на звание более прогрессивного, предусматривает тот же ускоренный возврат НДС в капстроительстве (как выразился Орлов, "если кирпич куплен в марте, то и НДС за него должен быть возвращен в течение месяца, а не в конце года, тем более - после завершения стройки). А вот экспортерам сроки возврата уже не будут пересматриваться. Зато весь НДС будет снижен на 2 процента. Снижен, как в первом варианте, и ЕСН в 2005 году. Третий вариант отличается от второго тем, что оба этих основных налога меняются местами: ЕСН будет снижен в 2004 году, а НДС - в 2005-м.

Казалось бы, какая разница? Но дело в том, что все специалисты, как противники налоговой реформы, так и ее сторонники, призывают к осторожности при снижении НДС. Во-первых, он самый собираемый налог в бюджете (ЕСН, как известно, не формирует бюджет - идет во внебюджетные фонды). Во-вторых, его снижение сокращает налоговую базу внутри страны и пополнение бюджета еще в большей степени, чем сейчас будет зависеть от внешнеэкономических факторов, цен на мировом рынке. Почему же все-таки МЭРТ так стремится, хотя бы в минимальном размере, но облегчить налоговое бремя предприятий?

По его расчетам, от снижения всего налогового бремени и ускорения возврата НДС в первый год, 2004-й, выиграет тот, кто активно строит и экспортирует, то есть ТЭК. В 2004 году он заплатит налогов меньше на 26 миллиардов рублей. А вот в 2005-м - всего около 2 миллиардов, потому что ускоренный возврат станет нормой, а снижение НДС на 2 процента существенно не изменит его положения. А вот в обрабатывающих и других отраслях картина совсем другая. Так, в машиностроении в 2004 году налоги снизятся на 10 миллиардов рублей, а в 2005-м - уже на 15. На транспорте в 2004-м - на 22 миллиарда, в 2005-м - на 42. В сельском хозяйстве в 2004 году - на 3 миллиарда, в 2005-м - на 12 миллиардов.

МЭРТ рассчитывает, что высвобождаемые средства предприятия инвестируют в свое собственное развитие, что достаточно выгодно при отмене НДС на такие затраты, смогут развиваться, а также пересмотрят ставки заработной платы, выведут часть средств из тени. Расчет, может быть, и правильный, но в какой степени предприятия последуют ему - неизвестно. Во всяком случае, как нам сказали в МНС, когда из налогооблагаемой базы на доходы предприятия стали вычитать необходимые расходы и сбор уменьшился на 140 миллиардов рублей, инвестиции не увеличились на эту сумму. Да и зарплата не сделала резкого скачка.

Так что опасения консервативных финансистов, что прогрессивные планы МЭРТ не осуществятся на сто процентов, имеют под собой почву. Тем не менее достигнутый на сегодня компромисс между экономикой и бюджетом дает возможность приступить к очередному этапу налоговой реформы уже в следующем году.

И, конечно же, она не ограничится изменениями двух важнейших налогов. Будет, как я сказал выше, совершенствоваться налогообложение природных ресурсов, не только полезных ископаемых. С 2004 года вводится налог на имущество предприятий, а для физических лиц - на наследство и дарение. К сожалению, налог на землю будет отложен на 2005 год, и здесь предстоит новый виток дискуссий, выходящих за рамки нынешнего отсутствия кадастра и неоднозначного отношения к ее продаже в разных регионах. Перенос же на 2005 год налога на имущество граждан не имеет какого-либо значения для бюджета, потому что и по новым ставкам он составит незначительную величину.

Владимир Мытарев

Последний налоговый бой  »
Юридические статьи »
Читайте также