ФАС, СЭС!

Как известно, уже более полугода Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не работает с физическими лицами, только — с юридическими. Соответственно, защита прав потребителей (одна из бывших составляющих деятельности антимонопольщиков) к их ведению уже не относится.

Второе полугодие 2004 года потребители пребывали в недоумении и состоянии полной беззащитности — их попросту некому было защищать. У ФАС эти функции отобрали, Госсанэпиднадзор (СЭС) контролировал свои специфические области рынка, Госторгинспекция могла пасти только свои узкие торговые полянки; общественные организации по защите прав потребителей и вовсе переходят на самообслуживание, то есть оказывают услуги за деньги.

Сейчас картина по защите потребительских прав вроде бы начинает принимать некие очертания. Теперь, с 1 января 2005 года, все функции по защите прав потребителей переданы Федеральной службе по защите прав потребителей и благополучию человека, которая находится в ведении Госсанэпиднадзора. Находиться эта служба будет в том же здании, где и Госсанэпиднадзор, — на Малой Садовой, 1. В эту же структуру плавно вливается и Госторгинспекция (вовремя вспомнили ее полное название — Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей). Назначен также руководитель новой службы по СПб и области — Игорь Ракитин.

Олег Коломийченко, председатель Управления ФАС по СПб и области, радости по этому поводу не скрывает, о чем и уведомил журналистов на состоявшейся на днях пресс-конференции, посвященной подведению итогов работы подведомственной ему службы. Оно и понятно: не просто было восьмерым (!) сотрудникам отдела по защите прав потребителей антимонопольного управления отстаивать потребительские права 4,5 млн.петербуржцев. Теперь, по нашей информации, на защиту прав потребителей готовы встать аж 600 сотрудников новообразованной службы. ФАС достался контроль за действиями органов власти и управления, контроль над деятельностью естественных монополий и регулирующих органов по тарифной политике, контроль за соблюдением законов «О рекламе…» и «О конкуренции…».

Aнтимонопольщики борются с некорректной рекламой и монетизацией льгот…

Олег Коломийченко отчитался о проделанной во втором полугодии 2004 года работе.

Всего в местное управление ФАС поступило 299 заявлений, по ним проведено 97 проверок, в 86 случаях выявлены нарушения антимонопольного законодательства. Рассмотрено 2254 факта, указывающих на событие правонарушения законодательства о рекламе. Возбуждено 100 дел, выдано 43 предписания, из них в судебном порядке обжаловано 14. Сумма наложенных в соответствии с КоАП РФ штрафов составила 1244000 рублей.

Руководители ведомства отмечают, что в 2004 году по сравнению с 2003-м произошло снижение числа заявлений и рассматриваемых дел на 10%, что связано с активизацией превентивной работы, направленной на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, а также с отрицательным влиянием некоторых изменений в законе «О конкуренции…», внесенных в конце 2002 года. В частности, из сферы действий закона были выведены монополистические действия, ущемляющие интересы физических лиц, что привело к снижению числа поступающих от этой категории пострадавших заявлений и числа рассматриваемых дел.

Больше всего нарушений связано с рынком рекламы. По словам Олега Коломийченко, антимонопольные органы в целом удовлетворены работой Городского совета по рекламе, однако все равно здесь очень много скользких проблем, ситуаций, когда работа идет на грани нарушения закона. В первую очередь это касается так называемых зонтичных брендов, то есть когда под одной маркой рекламируются товары других групп. Однако в ближайшее время ожидается принятие законопроекта, согласно которому реклама одного товарного знака на других товарах будет запрещена.

С нетерпением ждут антимонопольщики и внесения изменений в закон «О конкуренции…» Эти изменения позволят государственным антимонопольным органам наказывать чиновников за нарушение антимономольного законодательства. Если факт нарушения будет подтвержден судом, то антимонопольные органы вправе будут штрафовать должностных лиц, причем суммы штрафов могут увеличиваться — а, наказание чиновнику может быть вплоть до его увольнения с занимаемой должности.

Недовольство Олега Коломийченко вызывают и отдельные аспекты так называемой монетизации — в частности, обеспечение льготников лекарствами. Сейчас местное Управление ФАС рассматривает заявление одного из участников фармацевтического рынка, который, по его мнению, был незаконно, под надуманным предлогом выброшен из участия в конкурсе по распределению льготных лекарств. Сами условия этого конкурса по ряду причин не вполне устраивают антимонопольные органы, так как нарушают равноправие всех заинтересованных сторон. Кстати, сейчас ФАС вправе контролировать проведение конкурсов практически по всем направлениям рынка и применять санкции к нарушителям за умышленный срыв конкурсов. Кроме того, сам руководитель управления считает, что не все лекарства могут и должны быть заменены деньгами. «По существу, мы лишаем человека возможности прийти в аптеку за лекарством, даже если на это есть срочные жизненные показания. Для ряда больных промедление может быть буквально смерти подобно — скажем, тот жебольной диабетом, вовремя не получив препарат, может попросту умереть».

…и побеждают бензиновых королей

Были у ФАС в прошлом году и громкие победы. Так, в июне 2004 года Европейский суд по правам человека признал неприемлемыми жалобы ряда крупных участников топливного рынка Петербурга против Российской Федерации.

ТУ ФАС еще в 1999 году возбудило дело в отношении 9 участников рынка розничных продаж автомобильного топлива по признакам нарушения антимонопольного законодательства — управление посчитало, что имел место сговор хозяйствующих субъектов, направленный на единовременное и синхронное повышение цен на топливо. Такими действиями бензиновые короли ограничили состязательность в установлении цены на уровне, привлекательном для потребителей, следствием чего явилось отсутствие ценовой конкуренции и ущемление интересов потребителей вследствие повышения цен. Всем обвиненным в совершении таких действий были выданы предписания о перечислении в доход федерального бюджета прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства.

Компании обратились с исковыми заявлениями в Арбитражный суд СПб о признании недействительными решения и предписания управления.

Судебные тяжбы в Арбитражном суде СПб продолжались более двух лет. Суд первой инстанции отклонил исковые требования. Истцы обжаловали это решение в апелляционной инстанции, которая отменила решение суда и признала недействительными решение и предписания антимонопольного органа. ФАС обжаловало это решение в кассационной инстанции, которая приняла решение в пользу управления.

Начался новый этап судебной процедуры. Суд в трех инстанциях подтвердил законность и обоснованность предписаний антимонопольных органов о перечислении в бюджет прибыли и обязал нарушителей выполнить предписания в полном объеме. Тогда 6 компаний из 11 обратились в Европейский суд по правам человека с жалобами. 3 июня 2004 года эти жалобы в конце концов были отклонены.

Суммарная прибыль в размере 7,01 млн. рублей была перечислена всеми хозяйствующими субъектами. Применение впервые в России регулирующей меры ответственности за совершение согласованных действий оказало серьезное влияние на поведение участников рынка нефтепродуктообеспечения, что выразилось в сохранении в течение 5 лет относительно стабильных цен на рынке.

Марина Бойцова

Кто за квартиру не платит?.. 330 тысяч семей петербуржцев  »
Юридические статьи »
Читайте также