Монетизация еще аукнется хроническими очередями в кассах метрополитена

Сколько лет работники общественного транспорта стенали по поводу льготного проезда пассажиров, уверяя горожан, что, если льготы отменят, они покажут, как можно работать в нормальных условиях - за живые-то деньги!..

Мечта сбывается: живые деньги идут к ним в руки. Меньше месяца осталось до часа икс, когда блокадники и ветераны войны, "афганцы" и чернобыльцы, инвалиды и просто пенсионеры будут спускаться в подземку, оставляя в кассах свои кровные. Кто не работает - а среди льготников таких десятки, а то и сотни тысяч, - вряд ли поспешит обзавестись проездными документами. Они будут ездить реже, чем раньше, считая каждую десятку, но по жетонам.

Очереди последних дней в вестибюлях метрополитена образовались не только по причине ограничения продажи жетонов по два в одни руки (кстати, руководство подземки ошибку признало: в среду в кассы был направлен дополнительный миллион жетонов, и вчера уже давали по пять жетонов в одни руки).

Волна объявленного повышения тарифов неудачно совпала с днями продажи льготных студенческих проездных. Если бы этого не произошло, очереди все равно выстроились бы, как обычно в конце и первых числах каждого месяца, только поменьше.

Проблема эта "с бородой": СМИ подземку уже пинать устали. Что же сделано за последний год, чтобы очередей стало меньше?

На восьми станциях установлены автоматы для продажи проездных билетов на основе бесконтактных смарт-карт (БСК). Это умные машины с программным меню стоимостью порядка полумиллиона рублей каждая. Они принимают деньги купюрами до 500 рублей, а выдают сдачу только мелочью.

Общение с продвинутой техникой рассчитано в основном на молодых. Но кто часто бывает, например, на станции "Технологический институт" - месте "прописки" первого такого автомата, может убедиться, что в спокойные дни даже молодежь предпочитает пользоваться услугами обычного кассира.

- Мы, честно говоря, ставили задачу с помощью автоматов снять напряжение при продаже БСК в пиковые дни, - проинформировал заместитель главного инженера Петербургского метрополитена Игорь Выборнов. - Когда студенты спохватываются купить проездной в последний момент, ищут автомат, чтобы в очереди не стоять. 30, 31 и 1-го числа такая машина обслуживает до тысячи пассажиров. Надеюсь, что в следующем году эти автоматы будут установлены на каждой второй станции.

Пока снять напряжение у касс, мягко говоря, не получается. И не только в первые и последние дни месяца. Очереди по 20 - 30 человек можно увидеть на каждой второй станции и днем, и ближе к вечеру. Постоять минут десять за жетоном, чтобы проехать в подземке несколько остановок, давно уже воспринимается как норма обслуживания.

Помнится, в прежние времена, когда наличными оплачивали проезд все пассажиры без исключения, опуская пятак в прорезь турникета, на каждой станции в дополнение к кассам в ряд стояли удобные и простенькие на вид автоматы для размена денег. Сейчас, понятно, другое время, другие цены. Но что же все-таки предпринимает подземка в связи с монетизацией льгот?

- Увеличить число касс на станциях не представляется возможным, - говорит Игорь Выборнов. - Когда в 1995 году в вестибюлях проходила реконструкция, все, что можно было под кассы занять, - заняли. Больше свободного места нет. Вообще-то мы прогнозируем, что после Нового года пассажиров в метрополитене станет меньше. Пенсионеры будут реже ездить.

На платформах и в вагонах, может, пассажиров и станет меньше. Но не в вестибюлях. Сколько у нас на круг выходило тех, кто проходил через ручные турникеты по удостоверениям? Эта цифра многократно озвучивалась самими транспортниками: половина пассажиров! Но с переходом на монетизацию для этой половины, оказывается, хватит и тех двух-трех, в лучшем случае четырех касс, которые есть.

А свободного пространства в вестибюлях действительно нет. На некоторых станциях уже больше игровых автоматов и банкоматов, чем касс, не говоря уже о торговых точках. При пиковых нагрузках хвосты очередей доходят до турникетов...

На этом фоне разговоры о террористической угрозе от ларьков, расположенных в 50-метровой зоне от станций метрополитена, звучат просто смешно. Угрозы куда больше в самих вестибюлях, где образуется толпа, через которую продираются пассажиры. И то ли еще будет, когда, истратив скупленные восьмирублевые жетоны (их же надолго не хватит), в кассовые очереди рядом с молодыми встанут старики и инвалиды.

Куда они денутся? Будут стоять. Нас, пассажиров, много, а метрополитен на всех один.

Эмма Беленкова

Маршрутные такси пошли на льготный эксперимент  »
Юридические статьи »
Читайте также