Понятие, условия охраны и неохраняемые элементы товарного знака

При каких условиях товарный знак может получить правовую охрану?

В настоящее время правовое регулирование и охрана товарных знаков и знаков обслуживания в РФ осуществляется Законом РФ от 23.09.1992 г. №3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее – Закон о товарных знаках).

В соответствии со ст. 1 указанного Закона под товарным знаком и знаком обслуживания (далее – товарный знак) понимаются обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц.

Выделяется несколько условий (признаков), при наличии которых товарный знак получает правовую охрану. Во-первых, товарный знак является символом, условным обозначением (коротким и емким), которое, легко запоминаясь, призвано способствовать более эффективной реализации конкретного товара или услуги. В связи с этим не будет признаваться товарным знаком полная информация о производителе того или иного товара. При этом, в соответствии со ст. 5 Закона о товарных знаках, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации.

Во-вторых, товарный знак должен отвечать требованию новизны. Он должен отличать однородные товары и услуги разных лиц друг от друга. Новыми товарными знаками могут считаться знаки, не являющиеся тождественными либо сходными до степени смешения с товарными знаками, зарегистрированными или заявленными на регистрацию на территории РФ в отношении однородных товаров, с товарными знаками, охраняемыми на территории РФ в соответствии с ее международными обязательствами, а также с фирменными наименованиями и наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в РФ в отношении однородных товаров и услуг.

Тождественность товарного знака подразумевает его совпадение с уже существующим знаком по всем его элементам, если данный товарный знак относиться при этом к товарам или услугам того же класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).

Сходство товарного знака с другим до степени смешения означает совпадение товарного знака с уже известным товарным знаком в основных элементах. В данном случае сходство товарных знаков должно оцениваться не с точки зрения эксперта по товарным знакам (который может найти массу различий между ними), а с точки зрения потребителя товаров и услуг, на которого и призван оказывать воздействие товарный знак.

В-третьих, для получения правовой охраны товарный знак должен быть зарегистрирован в установленном порядке в Российском агентстве по патентам и товарным знакам, и на него должно быть выдано Свидетельство. В настоящее время порядок регистрации товарных знаков установлен Законом о товарных знаках (см. ст. 8-21) и Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденными приказом Роспатента от 29.11.1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Особо хотелось бы отметить возможность включения в товарный знак отдельных неохраняемых элементов в соответствии со ст. 6 Закона о товарных знаках. Данные элементы при этом не должны занимать в товарном знаке доминирующего положения, в противном случае товарный знак не может быть зарегистрирован. Факт неохраняемости элемента товарного знака означает, что этот элемент может свободно использоваться всеми иными заинтересованными лицами без каких-либо правовых последствий, предусмотренных Законом о товарных знаках.

Приведем перечень неохраняемых элементов товарного знака (п. 1 ст. 6 Закона о товарных знаках):

1. Обозначения, не обладающие различительной способностью. Этот самый общий пункт обусловлен тем фактом, что товарный знак представляет собой обозначение, способное различать товары и услуги. Соответственно, обозначения, не обладающие такой способностью, не могут быть самостоятельным товарным знаком, а если и включаются в него, то только в качестве элементов, которым не предоставляется охрана. Речь идет об обозначениях, не обладающих оригинальностью, самобытностью и новизной (простое изображение товара, отдельные числа, буквы, простые (не стилизованные) геометрические фигуры и т. д.).

2. Обозначения, представляющие собой государственные гербы, флаги, эмблемы и иные официальные символы. Закон о товарных знаках устанавливает, что такие символы могут включаться в состав товарного знака лишь с согласия соответствующего компетентного органа или их владельца.

3. Обозначения, вошедшие во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида. Такие обозначения вследствие их обширного использования утратили свою различительную способность (аспирин, ксерокс, целлофан и пр.).

4. Обозначения, являющиеся общепринятыми символами или терминами. Это, например, обозначения товаров и услуг, включенных в МКТУ.

5. Обозначения, указывающие на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товара, на место и время его производства и сбыта.

Это различные описательные характеристики товаров или услуг, объективно описывающие их, а потому не способные индивидуализировать данные товары или услуги от однородных.

(Л.Аг.)

Правительство Петербурга планирует на заседании 9 декабря обсудить положение об инвестиционном комитете - вице-губернатор  »
Юридические статьи »
Читайте также