Караул на Пискаревке под большим вопросом

В начале декабря минувшего года мы писали о том, что депутаты Законодательного собрания приняли в целом законопроект о почетном карауле у Вечного огня на Пискаревском мемориальном кладбище. И вот в канун двух блокадных дат — 18 и 27 января — этот самый законопроект вернулся в ЗакС из Смольного без подписи губернатора.

В приложенном сопроводительном письме Валентина Матвиенко аргументирует свое категорическое вето на данный нормативный акт несколькими ссылками на федеральную правовую базу. Во-первых, порядок назначения и осуществления почетного караула регламентируется уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных сил РФ, утвержденным указом президента. Во-вторых, деятельность армии регламентируется федеральным законом об обороне и иными российскими правовыми актами. И, наконец, реализация любых мероприятий в области обороны является расходным обязательством Российской Федерации (депутаты, напомним, предлагали финансировать расходы на пискаревский караул из городского бюджета).

Словом, общее резюме губернатора таково: вопрос об организации почетного караула — прерогатива федеральных властей. И более того, действующий российский закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» , на который, кстати, ссылаются в своем проекте городские депутаты, не предусматривает право субъектов Федерации устанавливать на своей территории постоянные караульные посты. Практически точно такие же аргументы против данной законодательной инициативы депутатов прислал в ЗакС еще в августе прошлого года вице-губернатор города Виктор Лобко. Но депутаты решили действовать ва банк, опираясь на экспертное заключение своего юридического управления, в котором было записано, что проект действующему законодательству не противоречит. У юристов ЗакСа, очевидно, была своя логика, суть которой в общих чертах можно свести в расхожей формуле «что не запрещено, то разрешено». В федеральном законе нет разрешения на установку «местных» караулов, но ведь нет и прямого запрета! Единственное, о чем напомнили юристы депутатам, — так это о том, что инициативы, предполагающие бюджетные расходы, нужно, как это и требует Устав города , согласовывать с губернатором. А В. Лобко в своем августовском письме сообщал, что выделение денег на организацию поста не предусмотрено ни проектом бюджета на 2006 год , ни последующими перспективными финансовыми планами.

И вот теперь закон вернулся в Мариинский дворец отклоненным. Что же намерены делать депутаты в создавшейся ситуации? «Идти на преодоление вето 34 голосами было бы, очевидно, неверным шагом, — ответил корреспонденту «СПб ведомостей» один из авторов проекта Владимир Еременко. — Как ни крути, а чисто юридически губернатор здесь права: командовать армией на региональном уровне в России нельзя. Мы, правда, в ходе разработки проекта выходили на штаб Ленинградского военного округа и получили там принципиальное одобрение своей инициативы, заручились готовностью военных участвовать в ее реализации. Более того, военные дали нам и свои финансовые расчеты расходов, которые потребуются для обустройства поста. Но речь тогда шла все-таки не о городском, а о федеральном законе, проект которого пробить через Госдуму так и не удалось.

Полагаю, что сейчас разумнее всего попытаться вновь подготовить законодательное предложение для Госдумы. Но предусмотреть в нем установление постов почетного караула не только в Петербурге, но и в других российских городах-героях: Волгограде, Мурманске, Новороссийске, Смоленске, Туле. Вместе с депутатами, представляющими эти регионы в нижней палате российского парламента, питерским думцам будет намного легче добиться принятия положительного решения по данному вопросу. И тогда постоянные почетные посты караула будут стоять не только у Кремлевской стены в Москве, но и в других достойных нашей общей памяти местах — в том числе и на Пискаревском мемориальном кладбище города-героя Ленинграда».

Александр Рабковский

Хорошо поедем первого апреля Транспортная реформа на марше  »
Юридические статьи »
Читайте также