У.е. условно умерли зачем продавцы в Петербурге решили массово перейти на цены в рублях?

Малообъяснимый всплеск патриотизма охватил петербургские турфирмы, операторов мобильной связи и других продавцов товаров и услуг -- накануне Рождества все они начали переписывать ценники из долларов, евро и у.е. в рубли. "Город" решил разобраться, с чем связан патриотический бум и чем он грозит простым петербургским гражданам.

Первое объяснение, приходящее на ум по поводу массового перехода ценников на рубли -- требование федерального или местного законодательства. Однако, изучив массу законов и прочих скучных документов, мы обнаружили только один, имеющий отношение к происходящему. И то -- закон не очень новый. Это поправки к Закону "О защите прав потребителей", вступившие в силу еще в начале прошлого года .

Кстати, все предыдущее вспышки патриотизма традиционно приходились на зиму. Например, в феврале 2003 года депутат Госдумы Виктор Гальченко направил запрос премьеру и генеральному прокурору. Депутат утверждал, что принятая практика установки цен в у.е. противоречит Гражданскому кодексу , так как обычно используются не официально признанные в Европе условные денежные единицы (экю), а доллар или евро. Премьер и генпрокурор переходить на экю не решились.

Зато зимой 2004 года Госдума приняла поправки к Закону "О защите прав потребителей", обязывающие продавцов всех товаров и услуг указывать цену в рублях. Закон вступил в силу, но никто тогда выполнять его не спешил. Выполнять в массовом порядке эту норму почему-то начали только сейчас.

Семизначные цены -- это отпугивает

Турфирмам поправки сразу не понравились. Уже в феврале 2005-го глава Московской ассоциации туристических агентств Павел Кларк заявил, что турфирмы будут закладывать в стоимость путевок возможные риски, связанные с колебаниями курсов валют, и туры из-за этого подорожают. Повод, надо сказать, надуманный, потому что уже пару лет как курсы евро и доллара по отношению к рублю примерно с равной частотой то падают, то растут, следовательно, турфирма с той же вероятностью может как проиграть, так и выиграть на разнице курсов. Кроме того, ни один туроператор не продает путевки по курсу ЦБ, а добавляют к нему, как правило, 2%. Так что турфирмы в любом случае остаются в выигрыше.

-- Это не совсем так, -- не соглашается исполнительный директор турфирмы "Авис" Сергей Акулинин. -- В большинстве случаев запас в 2 -- 3% на конвертацию спасал, но иногда разница колебаний была выше, и мы все-таки проигрывали. Переход на рубли добавляет новые проблемы и нам, и клиентам. Нам придется пересчитывать цены каждый день. Я не понимаю, как эти поправки защищают потребителя. Теперь нам придется переписывать цены каждый день. Я не думаю, что, если вчера что-то стоило 28 500, а сегодня 29 000, все это поймут.

Несмотря на все эти неудобства, турфирмы все-таки переходят на рубли.

-- Почти год назад в турфирмах пошла бурная реакция на поправки к Закону "О защите прав потребителей", -- рассказывает Сергей Акулинин. -- Мои коллеги делали круглые глаза и, хотя законом не запрещено указывать цену в валюте, решили перестраховаться. Хотя проверок или какого-либо давления снаружи не было, многие начали пересчитывать цены в рубли. Но не все. Кто-то так и остался на долларах. По уму резонно исчислять конечную стоимость продукта в той валюте, в которой оказывается большая часть входящих в него услуг. Для нас это обычно доллары. Тем не менее мы давно уже даем рекламу в СМИ, указывая цены в рублях. А внутренняя бухгалтерия вся идет в долларах. Цены на путевки в рублях меняются с изменением курса. Если рубль укрепляется, путевка становится немного дешевле.

-- Честно говоря, большого внимания этому вопросу мы не уделяем, -- говорит директор фирмы "Мастер-Тур" Павел Бартов. -- Рекламу в СМИ даем в рублях, нам привилось стадное чувство коллег, хотя туристы по-прежнему приходят и спрашивают цену в долларах. Наружную рекламу пока оставили в долларах, если появятся опасения проверок, будем принимать меры.

Совершив вояж по Невскому и прилегающим улицам, я обнаружил тенденцию -- в большинстве своем на рекламе цену в рублях пишут фирмы крупные и известные, а в валюте -- менее крупные и обитающие в удаленных от главной магистрали офисах. А на Невском, 100, я обнаружил и вовсе замечательную рекламу "Египет -- от 229*". Что такое звездочка, никто не знает, хотя и догадывается.

Практически никак не отреагировали на закон продавцы импортных автомобилей -- в салонах ценники выставляются в рублях, а реклама по-прежнему идет в долларах. Аналогичная ситуация с недвижимостью.

-- На рынке недвижимости в Москве и Петербурге так сложилось, что цены объектов указываются в долларах США, и пока никаких изменений не предвидится, -- говорит директор АН "Бекар" Алексей Бегунов.

-- Мы тоже устанавливаем цену в условных единицах, хотя сделки, конечно, совершаются в рублях, -- рассказывает Софья Станковская, руководитель пресс-департамента холдинга "ЛенСпецСМУ". -- Переходить на рубли недвижимость пока не собирается. Семизначные цены на квартиры -- это неудобно и отпугивает.

В мобильниках согласья нет

Не все операторы мобильной связи испугались поправок к закону. Наружная реклама мобильных операторов по-прежнему предлагает поболтать за 1,5 цента в минутах. Прайсы на тарифы абсолютно всех операторов в сети магазинов "Телефорум" раздаются отпечатанные в долларах и центах. "Билайн" по-прежнему тарифицируется в долларах, МТС -- в у.е., приравненных к долларам.

Зато в ночь с 31 декабря 2005-го на 1 января 2006-го "МегаФон" полностью перешел на расчеты в рублях и предложил сетку новых рублевых тарифов, а все старые -- сохранил, но закрыл к подключению и к переходу, пересчитал из долларов в рубли по курсу на 5 декабря 2005 года -- 28,78 руб. и заморозил. Как уверяет пресс-служба -- навечно.

-- По закону нельзя менять условия обслуживания после заключения договора, а такого понятия, как срок договора в "МегаФоне", нет -- все договоры бессрочные, -- объяснили нам в "МегаФоне".

То, что в салонах дилеров по-прежнему распространяются листовки с тарифами "МегаФона" в центах, руководство компании объясняет инерционностью дилеров, сняв с себя всякую ответственность за это.

Свое решение "МегаФон" объяснил двумя причинами -- стремлением соблюсти поправки к Закону "О защите прав потребителей", верой в стабильность рубля и желанием угодить потребителю.

-- Рублевая тарификация прозрачна, -- говорит коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Николай Деменчук. -- Она позволит абонентам более четко отслеживать затраты на связь. Оплата мобильной связи теперь не будет отличаться от прочих статей семейного бюджета.

Мутная буква закона

Конечно, я заинтересовался, так ли уж строго требовал отредактированный Закон "О защите прав потребителей" перехода на рубли? Почитал. Формулировки, как обычно, мутные. Вот что написано в статье 10: "Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг)".

Эта норма закона была опубликована больше года назад -- 29 декабря 2004-го, на решение этого вопроса фирмам-продавцам отводилось 90 дней.

Как следует из разъяснений, изданных особым приказом антимонопольного ведомства, Закон "О защите прав потребителей" не устанавливает конкретные способы, которыми обязательная информация о товарах (в том числе цена в рублях) должна доводиться до потребителя. Таким образом, до сих пор осталось непонятным, нужно ли цены вырубать на товаре золотыми буквами или достаточно прокричать ее в ухо покупателю, прежде удостоверившись, что он не глухой.

Закон однозначно указывает на единственную ситуацию, когда цену в рублях писать обязательно: "при заключении договора купли-продажи". Только тут невыполнение грозит штрафом: от 500 до 1000 руб. (для должностных лиц или индивидуального предпринимателя), от 5000 до 10 000 руб. (для организаций). Про рекламу и другие ситуации ничего не сказано. Так что переписывание ценников, баннеров, модулей, афиш и т. п. -- в чистом виде добрая воля предпринимателей.

Добровольцы-послушники

Но в добрую волю предпринимателей верилось все-таки с трудом. Может, дело во властях, которые решили поднажать на бизнесменов.

В администрации Петербурга взаимоотношениями продавцов и потребителей занимается комитет по экономическому развитию.

-- Сейчас наша главная забота, -- рассказали нам в комитете, -- тяжелая ситуация на рынке алкоголя, связанная с отменой региональных марок (см. в других материалах номера. -- А. О.). Ни на одном из последних совещаний комитета об усилении контроля за условными единицами речи не шло и специальных мер не предпринималось. Может быть, резко увеличилась сознательность граждан?

-- Мы не вправе вмешиваться в работу хозяйствующих субъектов, не обладаем функциями контроля и надзора, которые теперь за федеральными структурами, а занимаемся микроэкономикой и на нашем уровне специальных мер не предпринимали, -- говорит Станислав Прокопенко, начальник Управления координации потребительского рынка администрации СПб. -- По моим наблюдениям цены сейчас указываются и в рублях, и в у.е. Если сделать действительно репрезентативную выборку и выяснится, что есть тенденция к переходу на рубль, надо только радоваться и искать причины в макроэкономике -- возрастающем потоке нашей нефти на экспорт, в укреплении позиций рубля. Никто предпринимателей не неволил, это объективная экономическая ситуация.

Надзором и контролем за потребительским рынком занимается теперь Федеральная служба по надзору и защите прав потребителей (ФСНиЗПП -- очень просто запомнить "фэ сэ эн" и "зэ пэ пэ"). Если кто и надавил на предпринимателей, требуя переписать цены, так только они.

-- Наши юристы просмотрели все законы, но не нашли ничего, что требовало бы переходить на рубли, кроме изменившейся статьи 10 в Законе "О защите прав потребителей", -- комментирует Светлана Лапина, специалист Федеральной службы по надзору и защите прав потребителей. -- Информация о товаре в обязательном порядке должна содержать цену в рублях. Цена эта, я считаю, должна быть не только на ценниках, но и прямо на товаре. Товар продается единицами -- одни часы, один телефон, и цена должна быть прямо на нем, чтобы было понятно, что она относится именно к нему, к одной единице товара, а не, скажем, к кучке телефонов на полке.

-- Вы принимали какие-то меры для этого?

-- Нет. В конце прошлого года мы осуществляли ряд проверок, но в основном по жалобам -- на мебель, бытовую технику. Возможностей не очень много. Отдел у нас маленький, людей мало. Думаю, что переход на цены в рублях связан с Новым годом, переоформлением ценников и, может быть, с увеличившимся количеством проверок общественных организаций -- сейчас стало много таких, что тоже контролируют. Но, наверное, не они все-таки главный фактор. Надо отдать должное нашим предпринимателям. И в конце концов, почему бы не допустить, что это и вправду укрепление рубля?

Алексей Орешкин

Юридические статьи »
Читайте также