"Черные списки" госзаказа

В минувший вторник в Смольном обсуждался один из самых "больных" вопросов - система госзаказа в Санкт-Петербурге. А точнее, ее совершенствование. По словам Валентины Матвиенко, за два года работы в этом направлении было сделано немало ошибок и набита не одна шишка.

Поэтому перед петербургским правительством стояла непростая задача: отработать механизм, который помог бы в дальнейшем избежать проколов прошлых лет и сэкономить деньги городского бюджета Представленный Владимиром Бланком проект постановления "О мерах по совершенствованию системы государственного заказа в Санкт-Петербурге" на заседании вызвал немало разногласий, что вполне объяснимо, если речь идет о больших деньгах... Обсуждение документа чуть было не переросло в скандал. Председатели комитетов городского правительства остались недовольны тем, что в предлагаемом проекте существенно увеличена роль комитета экономического развития, промышленной политики и торговли и не внесены поправки, которые обсуждались на предыдущем рассмотрении документа. Глава комитета по строительству Роман Филимонов отметил: в документе нечетко прописан порядок формирования рабочих групп, от заказчика должны входить три человека. Заручившись поддержкой вице-губернатора Михаила Осеевского, Бланк заверил недовольного Филимонова - в этом вопросе все останется без изменений. Вспыхнувший "пожар" вовремя потушила Валентина Матвиенко, предложив документ со всеми поправками принять за основу. Но до 28 ноября согласовать проект постановления на совещании у вице-губернатора Виктора Лобко.

"С 1 января 2006 года вступает в силу новый Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" , который во многом базируется на петербуржской системе госзаказа, - пояснил Владимир Бланк. - В последние годы наблюдается постоянный рост закупок. И сегодня объем гоcзаказа Петербурга существенно увеличен. Благодаря этому с начала года городская казна уже сэкономила 3 млрд. 208 млн. рублей. И это не предел".

Но так ли хороша эта экономия? Нельзя забывать обратную сторону медали. В одном из интервью вице-губернатор признал, что процесс выбора лучшего государственного поставщика всегда был одним из самых трудных и "коррупционноемких". Из ряда предложений, представленных на конкурсе, выбирается то, которое соответствует требованиям заказчика и имеет минимальную стоимость. Довольно распространенная ситуация: борясь за место под солнцем, компании демпингуют, появляются недобросовестные поставщики. И как следствие, заказчик, заплативший немалую сумму, получает некачественный товар.

Новый документ призван помочь решить эту проблему. В первую очередь ужесточаются условия для фирм, участвующих в конкурсе или аукционе. Само проведение подобных процедур будет проводиться под непосредственным контролем комитета по экономике. Идеологи госзаказа возьмут на себя ответственность за правильность и прозрачность проведения "соревнований". Самым главным критерием определения победителей станет качество товара. А те предприятия, которые после победы в конкурсе свои обязательства не выполнят, попадут в "черный список". И в течение двух лет будут лишены возможности получать свой кусок бюджетного пирога.

Однако эта идея не нова. У всех отраслевых комитетов уже есть свои "черные" реестры. Только теперь все имеющиеся перечни будут объединены в один, официальный и доступный потребителям на официальном сайте госзаказа.

Однако и здесь не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что новый закон не предусматривает указания сведений об учредителях и руководстве штрафников. Что им мешает зарегистрировать новую организацию, под другим именем победить в конкурсе и вновь не выполнить условия контракта? И так до бесконечности... Правда, на заседании в Смольном Валентина Матвиенко предупредила: обманщиков накажут по всей строгости, а двухлетние угрозы по лишению финансирования будут приведены в исполнение. По информации КЭРППиТа, уже были отозваны одиннадцать согласований на учреждение акцизных складов и аннулированы шесть аттестатов аккредитации на поставку алкоголя для розничной торговли и общественного питания.

Тем не менее ошибки не исключены. В качестве примера можно привести следующую историю. Одна достаточно известная строительная компания выиграла конкурс на ремонт школы, построенной в сороковые годы. Здание старое. Поэтому огрехи, трактуемые исполнителями работ как дефекты самого строения, чиновники приемной комиссии восприняли как нарушение условий контракта. Был найден другой, не менее известный исполнитель, но и в этой фирме тоже не уверены в том, что выполнят все работы в срок и лишних денег не истратят. Таким образом, обе крупные компании рискуют попасть в "черный" список нарушителей. Причем не по своей вине.

Владимир Бланк заявил: эта норма заставит предпринимателей образумиться и играть в открытую. Из всех участвующих в конкурсах компаний приоритет будет отдан петербургским, примерно в пять раз увеличены закупки у Всероссийского общества слепых и других организаций инвалидов.

На заседании правительства глава КЭРППиТа отметил: "Эта система еще очень далека от идеала и будет еще совершенствоваться в течение длительного времени".

Версия Ирины Тищенко

Юридические статьи »
Читайте также