Три дня со страховкой Три дня российские автолюбители живут по новым правилам

1 июля вступил в силу новый закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Теперь перед тем, как выехать со двора, водитель должен застраховаться.

Противники закона предрекали конец пути и много говорили о защите прав российских граждан. Однако в конце концов они оказались посрамлены. Все необходимые приготовления вовремя были сделаны. Правительство утвердило тарифы автострахования, выдало лицензии страховым компаниям, были напечатаны фирменные бланки полисов. Теперь нужно претворить задуманное в жизнь, достучаться до каждого автолюбителя. Добиться этого можно только согласованными действиями всех заинтересованных лиц: парламента, государственных органов, страховых компаний, средств массовой информации.

По разным оценкам, объем рынка автострахования составляет 2-4 млрд долл. в год. Но это не значит, что вся сумма пойдет в карман страховщика. Страховые взносы пойдут на выплату ущерба пострадавшим. На первом этапе задача страховых компаний состоит в том, чтобы не остаться в убытке. Согласно закону, заниматься страхованием автогражданской ответственности смогут только компании — члены Российского союза автостраховщиков (РСА). Основная задача этой организации — платить компенсации пострадавшим в случае, когда виновник ДТП неизвестен или страховщик объявлен банкротом. На данный момент в РСА состоит около сотни страховых компаний, тогда как в целом по России их насчитывается более 1300.

По сути, речь идет не о частной проблеме, а о государственной задаче — повышении страховой культуры населения, разумном отношении к окружающим нас рискам. Тем удивительнее слушать продолжение разговоров о необходимости отказаться от реализации закона, перенести его действие еще на некоторое время, учесть еще какие-то обстоятельства.

Удивительно, что подобные подстрекательские призывы раздаются уже после вступления этого документа в силу и звучат даже от членов парламента. В то время, когда действительно важна консолидация всех ветвей власти, когда дело перешло в практическую плоскость и нужно буквально личным примером убеждать наших граждан в правильности сделанного выбора, безответственные политики занимаются дешевым популизмом. В преддверии выборов избирателям обещают то отмену закона, то изменение тарифов, то мифическую защиту водителей непонятно от кого.

Наиболее ретивые противники закона разместили вдоль дорог красочные плакаты с лозунгами о защите водителей. Кого и от чего могут защитить эти плакаты и их авторы, понятно даже ребенку. Пустая трата сил и денег: к сожалению, эта наглядная агитация не позволяет укрыться даже от дождя.

Вред такой контрпропаганды, когда окончательные решения приняты, очевиден. У граждан создаются ложные иллюзии, возникает желание отложить поход к страховщику, еще подождать. Что получится в результате, мы знаем. В декабре, за неделю до начала "штрафного" периода, возникнет волна ажиотажа и появятся очереди там, где было совершенно спокойно на протяжении предыдущего полугода. Такова цена популизма лживых радетелей о водительских правах.

Посмотрите, у каждой машины есть бампер. Он защищает кузов. Бампер — это барьер, это буфер между двумя машинами, когда они сталкиваются. Ни у кого не возникает мысли купить машину без бампера, даже у пресловутых защитников автовладельцев. А ведь если убрать передний и задний бамперы, такая машина будет стоить дешевле.

Теперь давайте посмотрим на людей, на водителей. С введением автострахования у всех появляется страховой полис. Он защищает водителей. Страховая компания — это буфер между двумя водителями, когда они сталкиваются. Почему защитники водителей выступают против страхового полиса? Почему они предлагают экономить на людях, но не предлагают экономить на бамперах? Я всегда считал, что безопасность человека, который сидит за рулем, гораздо важнее, чем безопасность кузова. Кузов — это всего лишь железка. Страховой полис — своего рода бампер, который защищает водителя и его кошелек.

Задача власти состоит в том, чтобы вслед за техническими решить социальные и психологические задачи. Населению необходимо доказать, что иметь страховку так же естественно, как иметь бампер. Так, лет пятьдесят назад автомобили не имели обогрева, десять лет назад — подушек безопасности. И это было нормально, их покупали и считали верхом совершенства. Сегодня автомобиль без печки никому не нужен. То же самое должно произойти и со страховкой. Надеюсь, психологические трудности будут преодолены через два-три года. Сегодня страховка непривычна, а завтра станет нормой.

Другим камнем преткновения стала цена страхового полиса. Кто только не рассуждает на тему, сколько должно стоить страхование. Как правило, это люди, весьма далекие от страхового бизнеса, но желающие понравиться гражданам.

Честную цену полиса могут рассчитать только профессионалы. Это не задача для дилетантов, это задача для экономистов-актуариев. С учетом их расчетов окончательные тарифы определяет правительство. Так депутаты установили в законе. Можно было записать тарифы в законе? Нет, нельзя. Страна у нас большая, тарифы — разные для Москвы и Самары, для Якутска и Сочи.

В свое время введение в действие закона об обязательном страховании ответственности автовладельцев было отмечено спором о размере базовых тарифов обязательного страхования. На первом этапе страховщики называли сумму в 2800 руб. Путем долгих переговоров и споров между Минфином и Минэкономразвития удалось снизить ее до 1980 руб. В ответ Российский союз автостраховщиков обвинил Минфин в занижении тарифов. Конечно, без практического опыта трудно учесть ряд факторов: рост аварийности, выплаты компенсации ущерба здоровью, растущие цены на автозапчасти и ремонт автомобиля.

Однако важно другое: в любом случае стоимость страхования ответственности не превышает 60-70 долл. в год. А вот стоимость страхования автомобиля гораздо выше: около 400 долл. для "Жигулей" и более 1000 долл. для иномарки. Почувствуйте разницу. При этом результат, которого удается добиться на практике, один и тот же. Страховщик всегда заплатит пострадавшему водителю. Чтобы гарантировать это, и нужно сделать страхование гражданской ответственности водителей действительно обязательным.

Автор — заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной думы

Владимир Тарачев

Обзор прессы за 6 марта 2003 года  »
Юридические статьи »
Читайте также