По ступенькам до Луны и обратно

Петербургский метрополитен отметил полувековой юбилей. В первый год после пуска поезда ленинградской подземки перевезли 66 миллионов человек. Сегодня каждый день метро пользуется почти три миллиона пассажиров, за год — 900 миллионов. Петербургский метрополитен — это 4 линии, 59 станций, 212 эскалаторов, 104 километра путей и 1400 вагонов. При этом в своем развитии питерская подземка отстает от потребностей города на 15–20 лет.

Дефицит стекла и взвод солдат

Идея строительства подземных тоннелей в Петербурге впервые появилась еще: в начале XIX века, когда некий инженер Торгованов предложил Александру I прорыть тоннель под Невой. Резолюция императора была категоричной: «Выдать Торгованову из кабинета 200 р. и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных».

Ленинградский метрополитен начали строить перед самой Великой Отечественной. Не успели. Прорытые тоннели пришлось затопить. После войны строительство возобновили. Первый поезд прошел по Кировско-Выборгской линии от «Автово» до «Площади Восстания» 15 ноября 1955 года. Не обошлось без накладок. Предполагалось, что все 46 колонн станции «Автово» будут облицованы стеклом. Но работа по изготовлению стеклянных пластин оказалась слишком трудоемкой. Необходимого количества сделать не успели. Чтобы не переносить сроки пуска, решили большую часть колонн облицевать мрамором. Однако станция все равно считается одной из самых красивых в Петербурге.

Вспоминают старожилы и другой курьезный случай. «Парк Победы» — первая в мире станция закрытого типа. В то время уже было не до помпезного украшательства. А металлические двери, отделяющие станцию от тоннелей, позволяли сэкономить на отделке. В день открытия произошло ЧП. Отказала система автоматического открывания дверей. Чтобы избежать скандала, возле каждой двери под перроном посадили по солдату. Они и приводили в движение дверной механизм.

Впрочем, эта история, больше похожая на байку, отнюдь не умаляет заслуги метростроевцев. Строили метро на совесть. Некоторые из эскалаторов петербургского метрополитена за свой срок службы уже преодолели расстояние от Земли до Луны и обратно, но продолжают исправно работать.

Перспективы роста

Что ждет питерскую подземку в ближайшем будущем? В конце следующего года должна открыться станция «Парнасская». В 2008-м обещают запустить Фрунзенский радиус от «Сенной площади» до станции «Волковская». Но, прежде чем это произойдет, должна наконец открыться станция «Адмиралтейская». Место для будущего вестибюля определено в Кирпичном переулке, однако пока не удается решить вопрос с расселением жилых домов. А решить его требуется до пуска «Волковской», иначе исчезнет последняя технологическая шахта, необходимая для строительства наклонного хода «Адмиралтейской». В ближайших планах — строительство вторых выходов со станций «Балтийская» и «Спортивная».

Дальнейшие перспективы развития метрополитена, по словам его начальника Владимира Гарюгина, зависят от размеров федерального финансирования. Хотелось бы, чтобы к ежегодным трем миллиардам из городского бюджета добавлялось столько же из федерального. Однако пока федеральный бюджет готов финансировать только программу антитеррористических мероприятий.

Зато определенно известно, что к декабрю из вестибюлей метро исчезнут залы игровых автоматов. А к началу лета на территории метрополитена и в радиусе 50 метров от станций будут ликвидированы все коммерческие ларьки . Исключение сделают только для павильонов, торгующих газетами и цветами. Для них разработают специальную программу.

Не обойдется и без повышения платы за проезд. Скорее всего, в следующем году она вырастет до 12 рублей.

P.S. Накануне юбилея в Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная истории петербургского метрополитена. В ближайшие два месяца для всеобщего обозрения должен открыться и постоянно действующий музей питерской подземки на улице Одоевского, 29.

Сергей Ворохов

Жилкомхоз : Мы живем по законам, а ЖКХ – по своим правилам  »
Юридические статьи »
Читайте также