Соблюдайте РеКламент! Идет по городу брэнд-мобиль.

...Несколькю лет назад автор этих строк вместе с приятелем застряли в пробке на Лиговском проспекте. Стояние продолжалось с полчаса. И все это время сквозь лобовое стекло наших "Жигулей" мы лицезрели рекламный слоган то ли чипсов, то ли сухариков: "Не грусти! Похрусти!", который красовался на кузове стоявшего перед нами автофургона. Честное слово, данный продукт питания мы просто возненавидели.

Нестихийный рост

В рамках недавно проходившей в Петербурге выставки достижений рекламного хозяйства (ВДРХ-2005) Прошел круглый стол на тему "Пути решения проблем в наружной рекламе Санкт-Петербурга". По мнению его участников, которые представляли точку зрения городского правительства, наш рынок наружной рекламы - один из самых регулируемых рынков в стране. Как отметила начальник отдела рекламы, праздничного оформления города и издательской деятельности комитета по печати и взаимодействию со СМИ Марина Баранова, в Санкт-Петербурге нет стихийного роста рекламоносителей, массовых нарушений и обилия несанкционированной рекламы. При этом следует учесть, что индустрия наружной рекламы является важным элементом экономики Петербурга, с каждым годом растут и поступления в бюджет от рекламы.

Стыдно быть наглым

Казалось бы, все ясно. Благое рекламное дело дает деньги на разные социальные программы и обеспечивает работой тысячи людей.

Мелкие же нарушения вполне устранимы в рамках нынешнего правового поля. Но если бы все было так просто.

Можно вспомнить пятилетней давности историю с заполонившими северную столицу плакатами "Под контролем мужа", пародировавшими постеры в честь предстоящего чемпионата мира по хоккею и участие в подготовке к нему прежнего градоначальника. Поговаривают, что они исчезли практически в одночасье не без давления оного.

Потом вроде острота проблемы снизилась, как вдруг - новый всплеск. Многих петербуржцев немало покоробило активное использование тематики 60-летия победы в Великой Отечественной войне в рекламных акциях целого ряда вполне уважаемых бизнес-проектов. Последнее разбирательство с неэтичным слоганом одной из торговых фирм - "Стыдно быть бедным" - также добавило масла в огонь. И вот новая напасть, имя которой - брэнд-мобиль.

Впереди планеты всей

Многим горожанам уже намозолили глаза разъезжающие по центральным улицам Петербурга непривычного вида "Газели" с установленными на них огромными, размером 3х6 метров, рекламными стендами. Их и прозвали брэнд-мобилями. По мнению цивилизованных участников рынка наружной рекламы, налицо явный факт недобросовестной конкуренции. Ведь за растяжку или рекламную стойку надо платить деньги, и немалые. Причем на Невском проспекте щиты такого размера размещать вообще запрещено. Кроме того, для установки одного рекламного щита требуется получить согласование в двух десятках инстанций. А тут купил машину (дело дошло до того, что автозаводы стали специально выпускать такие авто), разместил на ней лозунг и катайся по городу. Ни тебе налогов, ни иных платежей.

Марина Баранова считает, что это недопустимо. Хотя бы потому, что владельцы брэнд-мобилей не согласуют с городскими властями ни время поездок, ни количество машин и тем самым создают ненужные помехи на дорогах. И в комитете полагают, что настала пора внести поправки в Закон о рекламе , в котором нет ни слова о мобильной рекламе. Задача - в Петербурге не должно быть практики двойных стандартов, как это сейчас получилось с брэнд-мобилями.

Кстати, в этой истории есть один любопытный нюанс: такие носители являются чисто российским ноу-хау, нигде в остальном мире до такого не додумались. Соответственно, нет и опыта борьбы с такими "нововведениями".

Помещики от рекламы

Есть и другие проблемы. Например, рекламный рынок застыл в тревожном ожидании - ходят упорные слухи о введении для рекламщиков налога на вмененный доход. Подобная мера в Москве уже привела к снижению поступлений в столичный бюджет на тридцать процентов. Аналогичный итог может получиться и в Петербурге.

Еще одна коллизия - новые ГОСТы ГИБДД, согласно которым стойки для рекламных плакатов собираются отодвинуть на пять метров от проезжей части. Есть мнение, что в результате в силу вступят два свода правил, что приведет к трудноразрешимым противоречиям.

Спору нет, в правила установки рекламных щитов надо вносить коррективы. А то доходит до того, что отдельные распорядители участков земли в самых престижных местах города устанавливают там рекламные носители и спокойно взимают плату с желающих продвинуть свой товар. Между прочим, бороться с этим поможет новая, более жесткая редакция "Правил размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге" (прежняя была утверждена постановлением городского правительства еще в 1996 году ), которая может вступить в действие уже этой осенью. Например, штраф за размещение несанкционированной рекламы отныне может составить 3-4 тысячи долларов.

...Сейчас по всему Петербургу размещены щиты с рекламой одного "голодающего" шоу. Согласитесь, в городе, который пережил страшную блокаду, это выглядит как-то странно. Или кощунственно. Или попросту дико...

***

Мнения

Александр Кадыров, директор Городского центра размещения рекламы: "В настоящий момент рынок наружной рекламы Санкт-Петербурга сформирован и темпы его роста заметно снижаются. Последний год он развивается интенсивно за счет увеличения числа конструкций с динамической сменой поверхностей, таких как призмавижн и скроллеры. На мой взгляд, большинство рекламных фирм - основных игроков на рынке ведут себя корректно, в рамках действующей нормативной базы. Но есть и проблемные зоны - несанкционированные рекламоносители, крупноформатные объекты, установленные вне городских правил, хаотичность размещения рекламы на частных и федеральных землях. Если в случае с незаконной рекламой существует весьма действенный способ борьбы - демонтажи, то с нарушителями, размещающими рекламу на негородских землях, пока справиться трудно. Возможно, эффективной мерой наказания станут огромные штрафы, что сделает размещение несанкционированной рекламы экономически невыгодным".

Сергей Пилатов, президент Общественного совета по рекламе Санкт-Петербурга и Ленинградской области: "В нашем городе нужна ясная программа развития наружной рекламы. Главная ее цель - определение ценовой политики на ближайшие годы. Кроме того, в случае ее принятия участники рекламного рынка будут заранее знать правила игры. Наконец, такой документ позволит четко определиться с понятием социальной рекламы".

Аркадий Орлов

С бюджетом по-хорошему просчитались Растут доходы и городской казны, и горожан.  »
Юридические статьи »
Читайте также