Автобус пойдет по расписанию? Интервалы движения на маршрутах могут сократиться до 10-15 минут.

1 февраля 2006 года пассажиров Петербурга ждут две новости. Плохая: стоимость проезда во всех видах общественного транспорта вырастет с 10 до 12 рублей. Хорошая: на линии социальных маршрутов дополнительно выйдет около 600 автобусов шести компаний. Эти транспортные фирмы выиграли конкурс на 50% социальных перевозок и вместе с ГУП "Пассажиравтотранс" (остальные 50%, но без конкурса) будут работать на городских линиях с большим, чем прежде, усердием. Совместный парк больших и особо больших ("гармошек") автобусов увеличился на треть. Это означает, что интервалы движения на многих городских маршрутах сократятся с нынешних 30-40 минут до 10-15.

Назад, в СССР

Кто не забыл, в советские времена в Ленинграде на линии выходило чуть ли не 4 тысячи больших автобусов. Сегодня на маршрутах с фиксированными тарифами работает 1700 машин, и все они принадлежат "Пассажиравтотрансу" (ПАТ). До 2006 года эта государственная компания оставалась монополистом на рынке социальных перевозок, но ее парка явно не хватало для ритмичной работы этого вида транспорта. Еще несколько лет назад более половины автобусов ПАТ нуждались в амортизации (замене). Сегодня эта цифра составляет 21%: свой ресурс исчерпали 329 машин, работающих на социальных маршрутах. Средний интервал маршрутов "Пассажиравтотранса" составлял 30-40 минут, а на некоторых маршрутах, например на 10-м, и вовсе целый час.

Генеральный директор автобусного монополиста Владимир Михайлов отметил: "К сожалению, даже при нынешних положительных тенденциях число городских автобусов в два раза меньше, чем 15 лет назад. "Пассажиравтотранс" вынужден сокращать число социальных маршрутов (сейчас их 282), увеличивать интервалы. Наши автобусы выходят на линии в 5.07 утра и возвращаются в парки в 00.50. Да, в советские времена человек мог без проблем сесть на Невском в автобус в час ночи и за 5 копеек доехать до Петроградской стороны. Но тогда автобусы выполняли не только социальную, но и политическую функцию. Часовые интервалы на остановках все-таки редкость. Самый распространенный плановый интервал в 2005 году - 20-30 минут. Я говорю "плановый", так как заторы вносят свои коррективы. Кроме того, на 17 маршрутах плановый интервал не превышает 15 минут. В идеале 15 минут должны стать предельным интервалом".

Возможно, слова господина Михайлова сбудутся в ближайшие месяцы. Комитет по транспорту провел квалификационный отбор на обслуживание пассажирских перевозок на 2006 год. Заявки на участие в нем подали 45 фирм, а победителями стали 6 компаний. Напомним, что по схеме перевозок на 2006 год половина объемов без всяких конкурсных процедур досталась ПАТ. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Олег Виролайнен объяснил почему: "Пассажиравтотранс" - это государственное предприятие и ответственная компания. Рынок в этой сфере - а автобусом пользуются миллион горожан в сутки - должен оставаться управляемым".

Остальные 224 маршрута комитет по транспорту разбил на 10 лотов. Непременное условие для подачи заявки - наличие 10 автобусов большой (от 90 мест) или особо большой вместимости. Это условие поначалу казалось самым сложным. Для того чтобы выиграть право на 50% социальных перевозок, претенденты должны были закупить 650 больших машин. А удовольствие это не из дешевых. Новый отечественный ЛиАЗ стоит 2,5 миллиона рублей, "Скания Омни-Линк" - больше пяти. Еще 3 месяца назад конкуренты ПАТ совместными усилиями смогли купить только 270 машин, но к финалу конкурса пополнили парк на 600 единиц и собираются покупать еще. Объемы инвестиций в покупку новой техники, по оценкам председателя комитета по транспорту Александра Дацюка, составили 50 миллионов долларов.

Гендиректор Владимир Михайлов осенью 2005 года заметил корреспонденту "НВ": "Если наши конкуренты смогут купить необходимое для выигрыша всех лотов количество автобусов, у нас высвободится 694 машины - более трети парка! 15-минутный интервал на маршрутах "Пассажиравтотранса" может стать нормой. На магистральных линиях, связывающих районы, ПАТ готов запускать машины в часы пик через каждые 5 минут, несмотря на пробки. Во время размыва на Кировско-Выборгской линии, например, наш 80-й автобус курсировал с интервалом в минуту".

Полон оптимизма и Александр Дацюк: "Сейчас только 30% маршрутной автобусной сети имеют интервалы 15-20 минут, но уже в 2006 году необходимо, чтобы в таком интервале работали не менее 50% маршрутов". Поживем - увидим.

Везде - два рубля

Повышение цен на услуги на два рубля становится отличительным знаком питерских перевозчиков. 28 августа 2005 года цена за проезд во всех маршрутках разом увеличилась на одну и ту же цифру - два рубля. Перевозчики объяснили это ростом цен на топливо, который составил в августе-сентябре те же два рубля. Вот и теперь чиновники объясняют повышение платы за проезд в метро и наземном общественном транспорте на опять же два рубля официальной инфляцией (11%) и возросшими топливными расходами.

Дополнительная прибыль от новых тарифов составит 1,8 миллиарда рублей, и большую часть этих денег перевозчики собираются потратить на обновление парка и улучшение качества обслуживания.

Себестоимость перевозки одного пассажира в автобусе составляет уже 14 рублей. На дотации ПАТ в прошлом году городской бюджет потратил около миллиарда рублей. В этом году ему придется раскошелиться еще больше, так как социальными перевозками будут заниматься уже 7 компаний.

Материалы подготовил Сергей Тачаев

Правительство поощряет наркодилеров? болевая точка В случае изменения статьи УК возможен рост торговли наркотиками.  »
Юридические статьи »
Читайте также