МСУ: источников доходов пока не хватает Новая редакция Федерального закона n 131-ФЗ

"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязывает к 1 января 2006 года полностью реформировать систему местного самоуправления (МСУ) во всех регионах РФ. Первый этап реформы - определение границ новых муниципальных образований (МО) I и II уровней - завершится к 1 января 2005 года

По сути, основной объем работ по реформированию системы пришелся на исполнительную и на законодательную власть субъектов РФ. Закон оказался очень общий, неконкретный, и в ситуации, когда слишком многое не просчитано и не прописано, обеим ветвям власти приходится решать вопросы самостоятельно.

В последние два года делегации практически всех субъектов РФ в СЗФО побывали за рубежом (преимущественно в Швеции, Финляндии и Германии), чтобы познакомиться с опытом иностранных коллег. Идет активный обмен мнениями и предложениями по решению возникающих проблем и между органами власти внутри федерального округа.

Целый ряд проблем сформулировали участники "круглого стола" "Финансовые и экономические основы системы местного самоуправления в Ленинградской области", состоявшегося 17 ноября в правительстве области. Высказались также представители Законодательного собрания и нынешних муниципалитетов области.

В Ленобласти пока удается корректно решать вопрос определения границ новых МО (не прописанный четко в ФЗ N 131, о котором много говорили на начальном этапе реформирования. По словам председателя комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления правительства Ленобласти Юрия Марасаева, это стало возможно благодаря принятию за основу нынешнего административно-территориального деления области на 17 районов.

Для исполнительной власти задача номер один - сохранить единство области и управляемость ею. Поскольку закон не предусматривает какой-либо соподчиненности МО I и II уровней, то в правительстве серьезно продумывают систему взаимодействия властей всех уровней, а перед законодателями стоит задача сформировать такую нормативно-правовую базу, которая регулировала бы эти отношения.

Значительным (если не определяющим) в обеспечении управляемости территорий фактором становятся кадры: от их профессионализма будет зависеть не только жизнеспособность новой власти, но и жизнедеятельность каждого МО.

И все-таки самыми сложными выглядят вопросы экономического и имущественного блока, поскольку в конечном итоге успешность развития того или иного МО определяют бюджет и собственность. По мнению вице-губернатора, председателя комитета финансов правительства Ленобласти Александра Яковлева, таких вопросов несколько: источники формирования бюджета, принципы и механизмы выравнивания экономического потенциала территорий, связанная с этим система дотаций убыточным МО и МР.

Парадоксов в реформе МСУ много. Вот лишь один из них: закон закрепляет самостоятельность бюджетов МО, однако не определяет конкретных источников их формирования. Ясно, что эти бюджеты будут состоять из трех частей - по источнику: федерального, регионального и собственно муниципального. Что будет являться основой дохода муниципалитетов - пока непонятно. Предложений много: налог на имущество физических лиц, транспортный налог, ЕНВД, налог на рекламу, земельный налог.

Уже менее чем через год - осенью 2005-го - перед новыми органами власти МСУ встанет необходимость формировать реальные бюджеты на 2006 год. В правительстве Ленобласти разработали свою методику формирования бюджета МО, и, по словам Евгении Гресь, первого заместителя председателя областного комитета финансов, уже в I квартале 2005 года этот проект будет разослан в администрации ныне действующих МО для получения мнений и экспертных оценок, чтобы учесть их до осени на практике.

Что касается дотаций убыточным муниципальным образованиям и районам, то создание фонда поддержки МО не представляет большой сложности, поскольку закон предусматривает существование в субъекте РФ компенсационного фонда.

Много вопросов в имущественном блоке. Как определить рыночную стоимость имущества, которое будет передано тому или иному МО? Как быть с землей, которая выделяется МО I уровня и не предназначена для МО II уровня? Ведь выделяемая в управление земля - это источник дохода МО, достаточное и необходимое средство для ведения хозяйственной деятельности и развития населенного пункта, рекреационная территория.

Затронули на "круглом столе" и тему соответствия финансовых ресурсов тем полномочиям, которые передают муниципальной власти, от чего будет зависеть ее дееспособность. Оказалось, например, что налоговые службы не желают предоставлять информацию даже органам государственной власти о фактических и планируемых налоговых поступлениях в МО, без чего бюджет нормально не сверстать.

Ход реформы показывает: вопросов по-прежнему много, а ответов на них нет.

Лариса Сидорина

Унесенные налогами Пока муниципалитеты получили больше власти, чем денег  »
Юридические статьи »
Читайте также