Территория искусства Продолжается диалог художников и чиновников

На днях губернатор города Валентина Матвиенко отменила наделавшее много шуму распоряжение КУГИ о приватизации творческих мастерских. Уладив конфликт с художниками, правительство тут же сделало еще один шаг им навстречу. В «Балтийском доме» состоялось выездное заседание коллегии комитета по культуре. Речь шла о перспективах развития современного искусства.

Тональность разговору задала озвученная в начале встречи цитата из обнародованного год назад к юбилею Петербурга «манифеста» художников, представляющих новейшие течения в искусстве. В этом документе город именовался гробницей и усыпальницей, официальная политика властей оценивалась как затхлая, направленная на реставрацию и установку памятных досок, и констатировалась необходимость консолидации свежих сил.

Представитель комитета по культуре согласился с тем, что современное искусство городской властью оценено недостаточно. Существует программа поддержки фестивалей, концертов, театральных постановок, выставок, но отсутствует системный подход. А затем слово дали деятелям искусства. Они рассказали о своей работе и проблемах, в решении которых требуется помощь городских властей.

Художественного руководителя «Формального театра» Андрея Могучего тревожит, что за последние полтора десятилетия в Петербурге из нескольких сотен независимых театров осталось пять-шесть. Городу нужен центр современного искусства, и Могучий готов войти в число его организаторов.

Давно работающий за границей руководитель театра «Дерево» Антон Адасинский рассказал, что его коллектив готов вернуться в наш город, если там будет создан центр искусств. Вместе с Вячеславом Полуниным и Михаилом Шемякиным он продумал концепцию центра с романтическим названием «Берег». Для воплощения замысла требуется площадь не менее пяти тысяч квадратных метров, на которой разместятся театральная школа, студия звукозаписи, киностудия, выставочная галерея и многое другое.

Известный искусствовед, куратор многих выставок и фестивалей Марина Джигарханян говорила о том, что городу необходим и музей современного искусства. Она предложила создать его на базе коллекции, собранной ЦВЗ «Манеж». Для ее размещения надо подобрать или построить здание.

Некоторым диссонансом прозвучало выступление скульптора Дмитрия Каминкера. Он говорил, что современное искусство не нуждается в централизации. А в качестве примера рассказал о жизни «Деревни художников» в Шувалово-Озерках. Скульпторы и художники обосновались там тридцать лет назад и ничуть об этом не жалеют. На вопрос, какая помощь им требуется от городских властей, Каминкер ответил коротко: «Мы ничего не просим, лишь бы не мешали».

Коллегия постановила на следующей неделе собрать группу, которая будет работать над проектами центра современного искусства и музея. Правда, мнения членов коллегии не были однозначными. Опытные чиновники говорили о том, что эти проекты не должны лечь тяжелым бременем на городской бюджет. Программа поддержки современного искусства необходима городу. Но, для того чтобы она работала, нужен экономический механизм, и в первую очередь деньги инвесторов.

С этим трудно не согласиться, но нелишне вспомнить и кое-что из опыта последнего десятилетия. Именно город отсудил у «Манежа» рядом стоящее здание, где ЦВЗ намеревался разместить свою коллекцию. В то же время не один раз город делал дорогие подарки деятелям культуры. Известный артист получил особняк, предоставлено помещение художнику, давно живущему за границей. Но, как показывает опыт, это не решает проблему современного искусства в целом. Не случайно один из выступавших заметил, что надо поддерживать проекты, а не известные имена. Важна и последовательность в выполнении принятых решений. Мы все помним, как широко обсуждался проект реконструкции Варшавского вокзала. Украшением проекта были галереи современного искусства. Теперь о них не вспоминают, и ходят слухи, что даже старинным паровозам на Варшавском не будет места.

Людмила Леусская

Художников решили не обижать  »
Юридические статьи »
Читайте также